— 20 мая, 2024 —
 
На экранах

Почему становится так стыдно. К фильму "Битва за Севастополь"

Фильм будут ругать. Но это хороший фильм. На него стоит идти и стоит смотреть.


Первый материал про фильм «Битва за Севастополь» я написал ещё пару месяцев назад, когда о нём уже было достаточно информации в открытом доступе. О, это была разгромная, искромётная и язвительная колонка, предупреждавшая зрителя о очередном грядущем киноиздевательстве над святой для нас темой Великой Отечественной Войны. И я сожалел, что редакция её не пропустила (что бывает у нас крайне редко), сославшись на то, что стоит всё же дождаться выхода картины, а не громить её заранее. Теперь же я рад, что так получилось, потому что, посмотрев фильм «Битва за Севастополь», я пришёл к выводу, что чуть не обидел его напрасно.

Чтобы не убить у зрителя интерес, скажем только, что это картина о советском снайпере Людмиле Михайловне Павличенко, на боевом счету которой 309 убитых фашистов. Однако сразу предупредим, что многое показанное в фильме является вымыслом и к прототипу киногероя отношения не имеет.

У картины вообще-то был сложный путь. Затевалась она как российско-украинский проект ещё в эпоху разновекторного Януковича. Но после киевского майдана украинская сторона отказалась финансировать съемки, и они были взвалены на вовремя подставивший плечо российский Минкульт. Что, впрочем, не помешало картине в итоге выйти на двух языках и стартовать как в российском, так и украинском прокате под двумя названиями (у нас это «Битва за Севастополь», а у них «Незламна»).

Да в фильме много несоответствий с реальной биографией Л.Павличенко. Преимущественно это касается вымышленной сценаристами любовной линии. Но тут нужно понимать, что режиссёр в образ героини пытался втиснуть все женские военные судьбы вообще. А была ли любовь на фронте? Была и любовь, и свадьбы, точно так, как они есть сейчас и на другой войне, на Донбассе. Оскорбляет ли это память самой Павличенко? После просмотра мне кажется, что нет, не оскорбляет. Там нет пошлости, хоть и есть некоторые уступки современным лекалам, такие как, по моему мнению, неуместная постельная сцена. Благо длится она всего несколько секунд и выглядит скорее как намёк на неё, но всё же без неё можно было бы легко обойтись.

Признаюсь, весь просмотр я провёл как на неразорвавшейся мине – ждал подляны. Какого-нибудь привычного уже для жанра антисоветского поворота, разоблачений тоталитаризма или фальшивого пафоса, свойственного голливудским картинам. Ничего этого в нём не оказалось.

Какой-то сногсшибательной задушевности, как в старых советских картинах о войне, правда, тоже не нашлось.

Поэтому фильм в целом получился не гениальным, но добротным. Я, к счастью не эксперт в области кино (иначе кто бы стал читать эту рецензию) и не могу поставить баллы актёрской игре, операторской работе и звукорежиссуре. Но я внимательно прислушиваюсь к эмоциям, которые возникают во время просмотра и после выхода из кинозала, по ним и сужу.

Так вот. По мере развития сюжета меня всё больше накрывало чувство стыда. Нет, не за страну и не за отечественный кинематограф, а за себя самого. Не могу сказать, за что конкретно, но в целом - будто я живу слишком хорошо и это мной не заслужено. И даже не оценено толком. Что вон тот солдат, засыпанный в окопе, он ведь - не вымышленный. Он эту землю глотал вживую, как я сейчас тёплый весенний воздух. И он…, а я… В общем, это тяжёлое чувство, но я рад встречи с ним. Оно мотивирует, лучше любого новомодного тренинга по самореализации.

Вторая сильная эмоция, которую я испытал, уже выйдя из кинозала, – это любовь. Захотелось обнять жену. Это же здорово, что мы рядом. Что нет между нами вынужденной разлуки, что не гудят сирены воздушной тревоги и горизонт относительно спокоен и чист. Спасибо тому солдату в окопе и тем женщинам, о которых и снят весь этот фильм. Ключевая его фраза – «Женщинам на войне тяжелее, чем мужчинам». И пусть наши женщины знают это только из кино.

А ещё я думаю, как будут воспринимать эту картину за рубежом. Вот, например, позавчера киевский президент Порошенко указом запретил фильмы, в которых содержится «популяризация вооружённых сил страны-оккупанта». Так как они якобы «негативно влияют на моральный дух украинской армии». Но «Битва за Севастополь» запущена в украинских кинотеатрах. Не нанесёт она вреда духу армии? Ведь в ней совершенно точно прославляются «вооружённые силы страны-оккупанта» (мы же помним, как Яценюк недавно заявил об оккупации Германии силами СССР). Впрочем, изворотливый украинский ум нашёл способ выбраться из этой раскоряки. Если судить по комментариям, то Л.Павличенко объявлена «национальным украiнским хероем и жiнкой-снайпером», так что остальное в головах зрителей будет эффективно отсекаться.

Наверное, фильм не избежит жёсткой критики. Кому-то уже не понравился «нарочитый патриотический пафос», кому-то - качество прорисовки модели самолёта в батальной сцене, кто-то нашёл петлички не того цвета. Это всё неизбежно.

Но в итоге картина получилась хорошей и, если у вас есть возможность, поддержите её в прокате. Может быть, это откроет дорогу новым фильмам – и мы заново создадим большое русское батальное кино.