— 08 мая, 2024 —
 
Жизненно

"Сирия под твоим крылом": почему у XXI века нет своих "песен времени"

​На этой неделе чарты продолжает возглавлять песня Полины Гагариной "Сирия под твоим крылом". Mband с новым синглом "Девушка из Донецка" на втором месте, замыкают тройку лидеров "Быстрые нейроны" Натали и Рекорд-Оркестра.

Уважаемые читатели!

На этой неделе чарты продолжает возглавлять песня Полины Гагариной "Сирия под твоим крылом". Mband с новым синглом "Девушка из Донецка" на втором месте, замыкают тройку лидеров "Быстрые нейроны" Натали и Рекорд-Оркестра.

Шучу, конечно.

Музыкальные души не волнует экспериментальный пуск реактора на Белоярской АЭС. Никто не поёт про Сирию под крылом. О девушках из Донецка и Луганска помнят единицы - Бахыт-Компот, Ва-банкъ там, Кобзон, но их никто не крутит по радио. Как никто не крутил "Югославию", записанную участницей Т.А.Т.У.

90 лет назад Ильф и Петров издевались над т.н. маленьким миром, в котором события мира большого отражались мелко, как солнце в лысине: первые пятилетки вызвали к жизни галстук "мечта ударника", а полёт героического полярного лётчика - фокстрот "мне тепло с моей крошкой на полюсе". О, эта пошлая погоня за актуальностью, брр.

Из нашего века эта "погоня поп-культуры за актуалкой" выглядит трогательно. Ведь предлагалось отнюдь не только обжимать крошку на полюсе - таким же "актуальным искусством" был написанный восхищённым австрийцем "Варяг". И дышала восхищением песня начала 30-х, которую любил ещё спустя 50 лет мурлыкать мой дедушка Альфред Францевич: "В синем океане летит в тумане "Граф Цеппелин". Не пугаясь бури, летит в лазури он один. Летит вперёд быстрее птицы, перегоняя облака..." Это был дирижабль, ув. друзья. Огромный красивый передовой дирижабль. Дирижабль-звезда, дирижабль-элвис, известный всему миру, перевозивший товары и пассажиров, шпионов и исследователей, облетевший всю планету - и потому сопровождаемый песней.

Это живое восхищение актуальным уже к концу 1970-х превратилось в полуиздевательский шансон вроде "Чего не может сделать атом". К середине 1980-х общественности прямо пели об актуальном уже только граждане типа Н. Джигурды ("Кубик-рубик", "СПИД", "Раптом биля рички ревонув реактор").

Последним случаем, когда знаменитость серьёзно пела об актуальном, был И. Тальков - и трудно назвать этот случай удачным.

Сейчас общее мнение творческих личностей - Музам Не Место На Бойне. То есть не дело творческого человека - петь про МКС, войны его страны (максимум можно абстрактно сообщить, что на войнах гибнут, а это плохо), атомный флот, героев Беслана или Горловскую Мадонну и вообще замечать происходящее вокруг. Реальность - это так низко и пошло, что и петь о ней можно только пошло (см. сортирные комические куплеты А. Макаревича про Крым). А лучше вообще не петь.

Ведь в жизни происходит столько по-настоящему актуальных вещей: ты бросил меня, свеча горит в тишине, ну почему твой номер молчит, а я прошу не уходи, наступила осень, падают листы.

Есть мнение, что это выпадение поп-культуры из актуальности - часть процесса, о котором мы уже писали неоднократно: процесса маргинализации большинства вообще. Эта маргинализация происходит сейчас в большинстве стран мира и характеризуется тем, что подавляющее большинство граждан перестают вообще принимать сознательное участие в социальной жизни. Тают профсоюзы, политические партии становятся чистыми "инкубаторами юных чиновников" и сжимаются в численности, массы всеми силами изгоняются и самоизгоняются из управления своей жизнью.

А искусство - в том числе и т.н. адская попса - просто фиксирует это своими средствами.