— 19 мая, 2024 —
 
Войны

Конец Турции в нынешнем виде неизбежен

В Москву прилетел глава генштаба турецких вооруженных сил Хуллуси Акар. Его заставили курды - главная проблема и самый вероятный "гробовщик" Турции

В Москву прилетел главагенштаба турецких вооруженных силХуллуси Акар. Ему зачем-то понадобилосьсрочнопообщаться с российскимколлегой Валерием Герасимовым. И конечно,совсем не «гуманитарная ситуация вАлеппо» заставила начальника генштабаТурции, уже окончательно втянувшейсяв бесперспективную войну, потратитьдрагоценное время и авиационный керосин.О чем-то просить Москву турецких военныхзаставили курды — главная проблема ивесьма вероятный «гробовщик» Турции в её нынешнем виде.

Настоящие цели визитаАкара в общем-то вполне очевидны.Совместная военнаякампания турецко-джихадистских сил,проводимая на территории Сирии, иофициально именуемая «Щитом Евфрата»— откровенно пробуксовывает. А с недавнихпор выполнение её промежуточной задачи,а именно — разделение курдских анклавовджихадистской «прокладкой» — начинаетвыглядеть не вполне выполнимой. Запоследние дни отряды курдов (YPG) изанклава Африн умудрились продвинутьсяна юго-восток, заняв ряд населенныхпунктов, ранее контролировавшихся ТОЗРИГ. Причем, сделали они это, ведя бои надва фронта — кроме вытеснения бойцов«халифата», курды оказались способныуверенно отбиваться от якобы умеренныхджихадистов, действующих совместно стурецкой артиллерией и спецназом.

Данное продвижениепока достаточно скромно по территории,но крайне неприятно для турецких планов— постепенно создаются предпосылкидля закупорки протурецких джихадистовна ограниченной территории и соединениякурдских анклавов (с запада на восток:Африн, Кобани, Джазира) южнее «ЩитаЕвфрата». Естественно, с перспективойпровозглашения курдского государстваи постепенного переноса боевых действийна территорию Турции. Ликвидироватьобразовавшийся курдский коридорневозможно без соприкосновения сСирийской Арабской Армией (САА — армиязаконного правительства Сирии) и еёроссийскими, ливанскими и иранскимисоюзниками. Турки не имеют законныхправ находиться на территории Сирии(впрочем, как и на территории Ирака) иявляются для САА окупантами, то есть законной целью. Остановить продвижениекурдов на юго-восток также будетнепросто: афринские курды недавнопровели всеобщую мобилизацию, у нихоткуда-то появляются оружие и боеприпасы,а формальный враг, но фактический союзник— ТОЗР ИГ — видимо, имеет более важныенаправления для концентрации сил. Ну апротурецкиеджихадисты, хоть идейно инеотличимы от бойцов «халифата»,но слишком уж явно не способны противостоятькурдам, даже имея турецкую поддержку.

Здесь бы Турциипригодилась тактическая авиация. Давот беда — с 22 октября турецкая авиацияснова не летает над Сирией. Сирийскиесилы ПВО (чтобы после успешного перехватаРоссия не имела бы к этому никакогоотношения) официальнопообещали сбивать турецкиесамолеты в своем воздушном пространстве.Это случилось сразу после воздушныхатак на отряды афринских курдов.Собственно, поэтому Хуллуси Акар вМоскву и прилетел. Ведь фактически СААподдерживает наступление YPG на силыТОЗР ИГ и будет пресекать турецкиепопытки помешать курдам. Кроме этого,поотрывочным сведениям,недавно в населённом пункте Кафр-Сегирпрошла встреча высокопоставленныхпредставителей САА и курдских формирований,на которой, видимо, были окончательносогласованы вопросы координации ивзаимной поддержки.

В шахматах выдвижениезащищенной фигуры на половину игровогополя противника называется «форпост».Разумеется, речь о выдвижении и защитесвоей фигуры. Вот только курдов считать«своей фигурой» довольно трудно длялюбой из сторон, решивших поиграть в«сирийские шахматы». Курды строят своегосударство. Причем строят его с оружиемв руках. Это значит, что они угрожаюттерриториальной целостности не толькоТурции, но также и Сирии (а вместе с ними— Ирака и Ирана). Буквально недавно вЭль-Хасаке Сирийская армия и курдыожесточенновоевали друг с другом. Тоесть для всех без исключения местныхигроков они могут быть лишь временнымисоюзниками. И ровно по этой причинеиракских и сирийских курдов поддерживаютСША (со времен Саддама Хусейна и поныне).Для американцев курды (а вместе с нимии «халифатчики» всех оттенков) — оченьудобный инструмент для взлома существующихгосударственных границ и политическихсистем.

В данных обстоятельствахможно отметить несколько важных моментов.

Во-первых, в обозримомбудущем мы почти наверняка увидимкурдское государство как свершившийсяфакт. Не важно, что различные политическиеструктуры курдов говорят сегодня толькооб «автономиях», «федеративных регионах»и об «отсутствии географическихпретензий». Десятки тысяч курдов, внастоящее время держащих в руках оружие— видят в своем будущем именно государство.Их уже не удовлетворит возврат к прежнемуполитическому устройству региона. Иэто та действительность, которую глупоигнорировать.

Во-вторых, не меньшейдействительностью, чем самоопределениекурдов — является вооруженная борьбаза реставрацию Халифата. Эта борьбаинтернациональна, в неё вовлечены ещёбольшие массы людей, и это явление такжене имеет шансов самоликвидироваться.Курды — объективные противники адептовразличных модернистских версий ислама.Просто потому, что мечтают не о «халифате»,а о национальном государстве.

В-третьих, Турция —практически обречена на разделение.Сделав свою территорию базой джихадистов,она добавила к изначально несмертельнойпроблеме курдской национальной автономии— мощнейшее внутреннее противоречие.Это противоречие национально-светскогои интернационально-джихадистскогобудущего. Теперь перенос борьбы за«халифат» на территорию Турции так женеизбежен, как и самоопределение турецкихкурдов.

Наш интерес в регионе— в установлении мира и порядка. Светскоесирийское государство — наш объективныйсоюзник. Светская часть турецкого общества также неизбежно станет нашим союзником.

А курдам в начавшейся борьбе за будущееустройство мира — ещё только предстоитопределиться.