— 20 мая, 2024 —
 
Экономика страны

А мы предупреждали. Чья победа в белорусской недовойне

На сегодняшний день по результатам переговоров президентов России и Белоруссии нефтегазовый конфликт между нашими странами исчерпан

Насегодняшний день по результатампереговоров президентов России иБелоруссии нефтегазовый конфликт междунашими странами исчерпан. Белоруссияпризнаёт долг за поставленное «Газпромом»голубое топливо, а Россия возобновляетэкспорт дешёвой нефти и снимает вопросыпо импорту сельхозпродукции. Прогнозо скором потеплении в отношениях междуРоссией и Белоруссией сбылся с чарующейскоростью.

Нефтегазовыйконфликт между нашими странами длилсяфактически с середины 2015 года. Точнее,сначала он был чисто газовым – Белоруссияхотела платить за голубое топливо меньшеи самостоятельно решила снизить цену.Уже к концу 2016 года у конфликта появилосьнефтяное измерение. К тому моментупрошло уже несколько крупных переговоров,несколько раз казалось, что стороныдостигли окончательной договорённостии нашли решения по всем спорным вопросам.Но долги за газ росли, а Белоруссияпризнавать их отказывалась. Тогда потокдешёвой российской нефти, из которой вБелоруссии производятся дорогиенефтепродукты на экспорт, сократился.

Конечно, этобыл далеко не первый подобный случай вистории наших государств. Так, в 2010 годуБелоруссия уже снижала самой себе ценуна российский газ. Кроме того, тогда онаподала в Экономический суд СНГ искпротив нашей страны о вывозных таможенныхпошлинах на нефтепродукты. Дошло дотого, что к концу июня того же года«Газпром» ограничил поставки газа вБелоруссию, а её долг вырос до 190 млндолларов. Потребовалось всего два дняограничения поставок, чтобы и долг былпризнан, и деньги на его погашениенашлись.

В конце 2011года ОАО «Белтрансгаз» стало стопроцентной«дочкой» «Газпрома». Белоруссия получилаинвестиции в газотранспортнуюинфраструктуру и гарантию того, что еёнаправление будет загружено по максимуму,даже когда «Газпром» запустит новыегазовые коридоры. Как раз тогда ввелив эксплуатацию первую нитку «Северногопотока». Конечно, с тех пор российскиегазотранспортные планы пришлосьпересмотреть. Но факт в том, что белорусскийэкспортный коридор все эти годы загруженпрактически на 100%.

Интересно,что перед тем как объявить о началереализации «Северного потока – 2»,«Газпром» вёл переговоры с Белоруссиейи Польшей о расширении газопровода«Ямал – Европа». Белоруссия проявилапонятный в такой ситуации энтузиазм,но выяснилось, что Польше деньги затранзит не нужны.

Нынешняяситуация, на наш взгляд, могла быразрешиться годом ранее, когда объёмбелорусского долга за голубое топливобыл порядка 120 млн долларов. Но руководствоБелоруссии пошло на затягиваниеконфликта, имея за плечами недавнообретённое одобрение со стороны Европы.Поэтому долг продолжал расти. Сегодня,как сообщают, он достиг 726 млн долларов.

Ещё несколькодней назад Белоруссия не признаваласуществование этого долга. Но теперьеё мнение резко изменилось. Деньгипридётся вернуть. Вероятнее всего, наэти цели Белоруссии выдадут кредит. Апотом можно будет восстановить поставкинефти, на которых эта страна неплохозарабатывает.

В то же время,по сообщениям официальных лиц, скидкана газ для Белоруссии, как и ожидалось,будет предоставлена. Но с 2018 года. А в2019-м можно будет пересмотреть условияформирования цены.

Рискнёмпредположить, что расчёты за газ междунашими странами будут переведены сдолларов на национальные валюты. Этонесёт в себе известные риски, но доллароваяпривязка объективно бьёт по экономикеБелоруссии. А то, что бьёт по Белоруссии,бьёт и по России. Из-за высочайшейинтеграции наших экономик.

В завершениирискнём выдвинуть ещё одно предположение.Если бы руководство Белоруссии немногоотвлеклось от игр в многовекторностьв 2016 году и тогда же признало долг, тоскидка на газ начала бы действоватьраньше. Но, видимо, на тот момент снятиесанкций и возросшая роль их страны намеждународной арене не позволилибелорусскому руководству адекватнооценить ситуацию. В этом смысле политикапохожа на казино – главное, вовремяостановиться.

Но, с другойстороны, лучше поздно, чем никогда.