— 25 апреля, 2024 —
 
На экранах

Спасибо, Фриц!

На годовщину смерти главного «киноГитлера» ХХ века

Я столько уже видел, слышал и читал о «Сталинграде», что смотреть уже не обязательно, а высказываться — тем более. Картина соберёт кассу и критику без меня. Но есть такое новорусское слово «тренд». Современное направление, типа. В данном случае — в киноискусстве.

Это — изображение врага, антигероя, а зачастую и откровенного подонка с интересом к нюансам его характера, переживаний и внутренних метаний. В частности, «адаптация» гитлеровских вояк к «общечеловеческим ценностям».

Мы, русские, народ милосердный. Если нас довести, мы обязательно разгромим какой-нибудь торговый центр или бесчеловечную империю. Но потом простим и накормим любого врага.

Сегодняшняя молодёжь, которая легко перемещается по европам и прочим дальним весям, не воспринимает ни немцев, ни японцев как врагов. Есть в нас стержень антиамериканизма, но за это огромное спасибо Алену Даллесу и его последователям. Всякое действие рождает противодействие.

Но в фильмах про нашу Великую Отечественную войну не надо искать человечности в нелюдях. Ищите её в сегодняшних немцах. Снимите фильм «Мы из будущего-3», где молодые сегодняшние немцы попадают в 1933-й год и убивают там только что выбранного канцлером Адольфа Алоизовича. Или что ещё. Или про сегодняшнюю любовь немца и русской. Или русского и немки. У нас нет и не может быть ненависти к немцам сегодняшним. Мы ненавидим тех, кто пришёл с оружием в нашу страну и убивал этим оружием наших отцов, дедов и прадедов. А иногда насиловал и вешал наших женщин. А ещё протыкал штыками детей.

Эту ненависть мне привили с детства. И не только страна, пропаганда, школа, семья.

И был один человек, который блестяще убедил меня в психозе и человеконенавистничестве идей национал-социализма.

19 октября 1979 года в Веймаре (тогда — ГДР) умер удивительный актёр Фриц Диц. Он прославился одной ролью, особенно в СССР. Он играл Гитлера. Играл так, что всё становилось ясно. Он не искал оправдания своему персонажу. Он рисовал его метко и хлёстко. Злым гением мира, демоном войны, параноиком и истероидом.

Всё.

Ничего более убедительного в антифашистской пропаганде не требовалось. Да, Элем Климов снял страшный фильм «Иди и смотри». Но Фриц Диц умел своим эпизодом в гриме бесноватого фюрера добыть из душ зрителей не меньше ненависти к фашизму, чем полный метр с правдой о карательных операциях в Белоруссии.

Фриц (имя-то какое знаковое для нас!) вырос в бедной семье, начал зарабатывать на жизнь, будучи мальчиком. Был продавцом газет, подрабатывал на теннисных кортах, затем выучился на электрика. Окончил академию драматического искусства в Майнингене. По окончании обучения был актёром провинциальных театров и кабаре.

Иногда он выходил в гриме Гитлера и взмахивал правую руку — «Хайль!» Все вскакивали, а он говорил: «Вот на такую, высоту прыгает моя собака!» Как позже рассказывал Диц, ему разрешали пародировать Гитлера в пропагандистских целях. В те кабаре, где выступал Диц, господа из ведомства Риббентропа очень любили приводить иностранных дипломатов и журналистов. Смотрите, мол, у нас демократия — даже пародии на фюрера можно!.. Но в итоге Дицу пришлось-таки эмигрировать в Швейцарию.

В 1946 году вернулся в Германию. Восточную. Работал генеральным менеджером, актёром и режиссёром театра в Дрездене, а с начала 1960-х годов — в Берлинском театре Фольксбюне.

В 1955 году впервые исполнил в кино роль Адольфа Гитлера в знаменитом фильме «Эрнст Тельман — вождь своего класса».

В 1967 году исполнил роль Гитлера сразу в двух кинофильмах студии ДЕФА. Советский кинорежиссёр Юрий Озеров пригласил Фрица Дица на роль Гитлера в киноэпопее «Освобождение», но актёр устал от изображения этого образа и в театре и в кино, боялся стать заложником одной роли — и отказался. Только под влиянием Эриха Хонеккера Фриц Диц вынужденно дал окончательное согласие на исполнение так ненавистной ему роли.

Играл Гитлера в телесериале «Семнадцать мгновений весны», «Солдаты свободы» и других фильмах.

Визбор вспоминал, что когда в «Мгновениях» снимали сцену совещания в бункере, всех охватил натуральный ужас, аж руки затряслись, когда в павильон вошёл Фриц Диц. Он был — живой Гитлер!

Наверное, Фриц Диц ненавидел Адольфа Гитлера ещё больше, чем все мы.

Но он выполнил своё предназначение. Он изобразил монстра во всём его ужасе и чудовищности. Он не собирался оправдывать талантливого художника и ветерана Первой мировой. А ведь, возможно, сейчас кто-то из режиссёров и даже русских по паспорту рассматривает вариант сценария о «человеколюбивом фюрере».

Спасибо, Фриц!

Ты выполнил свой долг человека и гражданина Германии. Если кто-то из твоих последователей пытается оправдать фашизм актёрскими средствами в фильмах 3D — это их карма. Я рад, что в моём детстве на экране в роли Гитлера был ты. Ты убедил меня в бесчеловечности гитлеризма и в великом подвиге моего народа, который сокрушил империю Гитлера.

Спасибо, Фриц!