— 27 апреля, 2024 —
 

О перспективах нефтегазовой добычи Крыма

«Черноморнефтегаз» — это маленький «Газпром».

В отличие от Украины Крым с недавнего времени самодостаточен по газовой добыче. Более того, у «Черноморнефтегаза» есть и развитая сеть газопроводов, и даже собственное подземное хранилище газа. В последние годы «Черноморнефтегаз» стремительно наращивал добычу, и эта тенденция сохранится. В результате уже в этом году можно ожидать профицит газа на полуострове, и, как вариант, не исключён и экспорт газа на Украину.

Кроме того, ранее было заключено несколько соглашений и предварительных договорённостей — как с иностранными, так и с российскими и даже украинскими компаниями — о шельфовой добыче нефти и газа на основе СРП. Их будущее — также интересный сюжет для анализа.

На сайте информационно-аналитического проекта «Однако» детально отслеживается развитие процессов на Украине. Центральное место — судьба Крыма. По одному из ключевых вопросов его легитимная власть решение приняла: «Энергетика и недра принадлежат народу автономии. Все государственные предприятия, которые связаны с энергетическими ресурсами, перейдут в собственность автономии» (премьер-министр Республики Крым Сергей Аксёнов, 10.03.2014 г.) Имеются в виду те предприятия, которые принадлежали государству Украина. Представляется целесообразным рассмотреть этот вопрос в части состояния нефтегазовых проектов на территории Республики Крым, включая акватории Чёрного и Азовского морей. Разграничение акваторий между Украиной и Крымом оставим за рамками статьи и будем использовать термин «украинский сектор Чёрного моря». Кроме того, для более чёткого понимания нефтегазового потенциала Крыма коснёмся состояния поисковых работ на нефть и газ в акватории Чёрного моря.

Успехи «соседей» как индикатор собственных перспектив

Территория Крыма и прилегающие к нему мелководные шельфы Чёрного и Азовского морей опоискованы на нефть и газ ещё в период СССР. Здесь не прогнозируется открытия крупных месторождений. Основные перспективы связаны с глубоководной частью Чёрного моря. Но результаты последних лет не оптимистичны. Программа бурения в его турецком секторе (участники: турецкая нефтяная корпорация ТРАО, бразильская Petrobras, британская BP, американские Chevron и ExxonMobil) общей стоимостью около 700 млн долларов завершилась отрицательными результатами. В период 2006–2011 гг. на четырёх блоках пробурено пять разведочных скважин. Все оказались «сухими».

Некоторый оптимизм дают результаты бурения скважины Домино-1 (2011 г.) в румынском секторе моря на блоке «Нептун» (румынская OMV Petrom и ExxonMobil). Открыто месторождение газа, запасы которого по предварительным оценкам составляют 42–84 млрд куб. м. Планируется бурение второй скважины. Здесь нужно остановиться на цене вопроса. Большая глубина моря (930 м) и относительная удалённость от берега (170 км) потребуют серьёзных капитальных вложений в изучение и обустройство открытого месторождения. Только расходы на изучение блока «Нептун» до 2015 г. могут превысить 1 млрд долларов. Стоимость же глубоководной разведочной скважины превышает 100 млн долларов. Рентабельность разработки открытого месторождения газа определится его доказанными запасами и величинами притока газа. Представляется, что в случае доказанных запасов менее 40–50 млрд куб. м разработка месторождения будет нерентабельна. То есть удача на блоке «Нептун» носит условный характер. Ситуация на мелководном шельфе Румынии на бывшей спорной с Украиной акватории складывается негативно. Первая разведочная скважина на блоке «Восточное Кобалеску» оказалась «сухой» (информация конца 2013 г.).

Несмотря на скромные успехи поисковых работ на нефть и газ в акватории Чёрного моря активность в его глубоководной части в 2014–2016 гг. будет высокой (рисунок 1). По одной скважине будет пробурено на блоках «Восточная Рапсодия» и «Трайдент» (румынский сектор, румынская государственная компания Romgaz, российский «Лукойл» и американская Vanco). Одна скважина будет пробурена на структуре Абрау-Южная участка «Туапсинский прогиб» (российский сектор, «Роснефть» и ExxonMobil). Две скважины — на блоке «Хан Аспарух» (болгарский сектор, французская Total, австрийская OMV и испанская Repsol). Одна скважина — на блоке 3920 (турецкий сектор, ТРАО, англо-голландская Shell). Бурение скважин на Западно-Черноморском участке («Роснефть») пока не планируется.

«Черноморнефтегаз» — маленький «Газпром»

В Крыму и на шельфе Чёрного и Азовского морей нефть и газ добывает только ГАО «Черноморнефтегаз» (100% принадлежит НАК «Нафтогаз Украины»). На начало этого года на его балансе находятся 17 месторождений (11 газовых, 4 газоконденсатных и 2 нефтяных). Их суммарные запасы: 58,56 млрд куб. м газа, 1231 тыс. т конденсата, 2530 тыс. т нефти. Разрабатывается десять месторождений (рисунок 2). На суше — Задорненское, Джанкойское и Семёновское. В акватории Чёрного моря — Голицынское, Штормовое, Архангельское и Одесское, в акватории Азовского моря — Стрелковое, Восточно-Казантипское и Северо-Булганакское. Девять месторождений газовые и газоконденсатные, Семёновское — нефтяное. В стадии обустройства находятся месторождения Одесское и Безымянное (газ), в стадии подготовки к обустройству (или завершения разведки) — Субботина (нефть).

Добыча газа: 2010 г. — 1,031; 2011 г. — 1,056; 2012 г. — 1,174; 2013 г. — 1,650 млрд куб. м. Рост добычи в январе 2014 г. по отношению к январю 2013 г. составил 50,1%. Он достигнут за счёт дообустройства Штормового и Архангельского месторождений и ввода в эксплуатацию Одесского.

В структуре ГАО «Черноморнефтегаз» имеется подземное хранилище газа — Глебовское. Его активная ёмкость — 1 млрд куб. м. Хранилище используется для регулирования сезонной неравномерности потребления газа.

На балансе предприятия числятся четыре самоподъёмные плавучие буровые установки (СПБУ) — «старенькие» «Сиваш» и «Таврида», а также новейшие «Пётр Годованец» и «Независимость». Последние куплены в 2012 г. за 800 млн долларов.

ГАО «Черноморнефтегаз» эксплуатирует более 1200 км магистральных газопроводов, в том числе 370 км морских. Поставляет газ предприятиям, учреждениям и населению Крыма (наряду с аналогичной деятельностью ПАО «Крымгаз»). Отметим, что газификация Крыма составляет 75%.

В 2014 г. на шельфе Чёрного моря планируется пробурить 11 добывающих скважин и начать промышленное освоение Безымянного месторождения. По имеющимся планам добыча газа ГАО «Черноморнефтегаз» в 2014 г. должна составить 2,42 млрд куб. м, в 2015 г. — 3,0 млрд куб. м. Потребление газа в Крыму в 2012 г. составило 1,8 млрд куб. м. При этом ожидается, что оно в ближайшие годы не превысит 2 млрд куб. м. С апреля планировалось начать поставку газа в другие регионы Украины. Для этого газопровод необходимо «перенастроить» на реверсный режим работы.

Проекты на обустройство месторождений Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское, Одесское, Безымянное, Субботина разработаны «НИПИшельф» (Государственный научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт). Это старейшая и авторитетная организация, базирующаяся в Симферополе. Выполняет работы по проектированию обустройства нефтяных и газовых промыслов на акватории морей, газопроводов и отводов, подземных хранилищ, производственной базы нефтяной и газовой промышленности на Украине, в СНГ и дальнем зарубежье. Но оценить состояние института на начало 2014 г. мы не можем. На его сайте список выполненных работ завершается 2007 г.

Новые проекты: СРП и не только

Одесское и Безымянное месторождения. С конца 2010 г. у ГАО «Черноморнефтегаз» имелся договор с «Лукойлом» о совместной разработке Одесского, Безымянного и Субботинского месторождений. Но в конце 2013 г. Кабинет министров Украины этот договор расторг. Первые два месторождения газа ГАО «Черноморнефтегаз» обустраивает самостоятельно. Для разработки Субботинского месторождения создан консорциум.

Запасы газа Одесского и Безымянного месторождений (открыты в 1988 г.) составляют 22 млрд куб. м. Находятся на расстоянии 155 км к западу от крымского побережья. Глубина моря 30–60 м. Начало освоения месторождений — 2011 г. Начало добычи газа на Одесском месторождении — сентябрь 2012 г. В 2015 г. её планируется довести до 1 млрд куб. м. На бурении скважин на месторождениях задействованы СПБУ «Пётр Годованец» и «Независимость».

Месторождение Субботина. Добыча нефти и конденсата ГАО «Черноморнефтегаз»: 2010 г. — 79; 2011 г. — 76; 2012 г. — 71; 2013 г. — 73 тыс. т. Потребление нефтепродуктов в Крыму — около 1 млн т в год. Эту ситуацию может изменить начало добычи нефти на Прикерченском шельфе (до глубины 120 м) Чёрного моря. Его прогнозные ресурсы нефти составляют более 70 млн т, газа — 70 млрд куб. м. Здесь открыто (2005 г.) Субботинское нефтяное месторождение. Оно расположено в 23 км от Керченского полуострова. Глубина моря — 30 м. ГАО «Черноморнефтегаз» практически завершил подготовку месторождения к обустройству. Выполнена сейсморазведка, пробурено три продуктивных скважины (задействованы СПБУ «Сиваш» и «Таврида»), подсчитаны доказанные ими запасы нефти и газа: 1,554 млн т и 1,363 млрд куб. м. Сведения о ресурсах нефти месторождения в открытых источниках противоречивы. В соответствии с ТЭО максимальная добыча нефти на нём составит 440 тыс. т в год. Исходя из этого, прогнозные извлекаемые запасы можно оценить в 11,0 млн т.

Рядом с месторождением Субботина находятся неопоискованные бурением структуры Абиха, Маячная и Кавказская. Лицензией на них владеет ООО «Воды Украины» (100% принадлежит НАК «Нафтогаз Украины»). На базе месторождения и трёх структур (общая площадь лицензионных участков — около 2 тыс. кв. км) создан консорциум, включающий ГАО «Черноморнефтегаз» (10%), ООО «Воды Украины» (35%), итальянскую Eni Ukraine Shallow Waters (50%) и французскую Electricite de France Ukraine Shallow Waters (EDF, 5%). Соглашение на основе раздела продукции (СРП) подписано 27 ноября 2013 г. Работы по опоискованию структур и обустройству промысла на месторождении Субботина будут финансировать Eni и EDF. Они получат 75% добытого объёма прибыльных углеводородов. Предусматривается дополнительный сбор в пользу Украины по 2,2 доллара за 1 баррель добытой нефти или конденсата.

Структура Палласа. На границе России и Украины выявлена крупная структура Палласа (площадь около 200 кв. км). Глубина моря 450–850 м. Прогнозные ресурсы газа — около 120 млрд куб. м, нефти и газового конденсата — 70 млн т (86 млрд куб. м и 45 млн т в пределах её украинской части). Переговоры о создании СП с участием ОАО «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины» по её изучению и последующей добычи нефти и газа (в случае открытия месторождения) начались в 2005 г. с плана подписания протокола о намерениях. Он подписан в марте 2007 г. Декларации о планах создания СП звучали в 2010, 2011 и 2012 гг. В конце 2012 г. НАК «Нафтогаз Украины» начал изучать структуру Палласа (её украинскую часть) собственными силами. В 2013 г. выполнена сейсморазведка. Планируется бурение параметрической скважины глубиной 5350 м.

Прикерченский участок. В 2006 г. Vanco Int. (100% принадлежит Vanco Energy Company) победила в конкурсе на право заключения СРП в пределах Прикерченского участка (площадь 12,96 тыс. кв. км). СРП подписано в 2007 г. В этом же году Vanco Int. переуступила права и обязанности по нему компании Vanco Prykerchenska, которой на то время владели на паритетных началах четыре фирмы: Vanco Energy, ДТЭК (Рината Ахметова), австрийская Integrum Technologies (имеется подозрение, что эта структура контролируется ОАО «Газпром») и Shadowlight Investments Ltd (российского бизнесмена Евгения Новицкого). Это привело к разрыву Кабинетом Министров Украины соглашения и многолетней тяжбе. В 2011 г. инвестиционно-финансовый дом «Капиталъ» (им владеют топ-менеджеры «Лукойла») получил контроль над Vanco Int., а через неё — и контроль над 25% доли в СРП на Прикерченском участке. Но в ноябре 2012 г. ДТЭК увеличил свою долю в СРП до более чем 50% (за счёт сложной схемы покупки Vanco Energy). В конце января 2013 г. Стокгольмский арбитраж утвердил мировое соглашение между Украиной и Vanco Prykerchenska. В феврале 2013 г. Кабинет Министров отменил распоряжение о расторжении договора с компанией и вернул ей лицензию на Прикерченский участок. Но работы на нём пока не начаты.

Глубина моря на Прикерченском участке — от 300 до более чем 2000 метров. По его ресурсам в открытых источниках сведений не найдено. По декларациям Vanco Prykerchenska добыча нефти на нём составит 4 млн т, газа — 4,5 млрд куб. м в год. Длительность первого этапа изучения участка — 8 лет, стоимость этих работ — 330 млн долларов. СРП характеризуется нереально большой долей государства: «С учётом компенсации затрат инвестора доля Украины составит более 70%».

Скифский участок. Конкурс на право заключения СРП в пределах Скифского участка (площадь 16,7 тыс. кв. км, глубина моря 100–2000 м, прогнозные ресурсы газа — 250 млрд куб. м) состоялся в 2012 г. В нём было два участника — «Лукойл» и консорциум из четырёх компаний: ExxonMobil (40%, оператор), Shell (35%), OMV Petron (15%) и НАК «Надра Украина» (10%). Победил консорциум. Сообщалось о планах подписания СРП в ноябре 2013 г. Но этого не произошло. Предварительные условия СРП: договор на 50 лет. Доля государства в прибыльной продукции — не менее 20%.

Что будет с новыми проектами в изменившихся реалиях?

1. Имеется логика поисковых работ на нефть и газ, обустройства открытых месторождений и добычи углеводородов. За последние годы она проявилась в украинском секторе Чёрного моря избирательно. В полном соответствии с логикой произошло становление ГАО «Черноморнефтегаз» как вертикально интегрированной компании регионального масштаба, её выход на современный уровень технического оснащения. Компания самостоятельно выполнила дообустройство Штормового и Архангельского месторождений, ведёт обустройство Одесского и Приразломного, а также разведку Субботина. Резко нарастила добычу газа.

2. Создание консорциума (на основе СРП) по разработке месторождения Субботина, месторождения нефти и опоискованию структур Абиха, Маячная и Кавказская в логику работ на нефть и газ не укладывается. Власти Украины объясняют этот шаг отсутствием средств на эти работы: «в первом поисковом периоде компании Eni и EDF вложат минимум 350 млн долл.». В нефтегазовых делах это небольшие деньги. Получить их — не проблема. ГАО «Черноморнефтегаз» все работы выполнит самостоятельно. По их результатам будет принято решение о форме финансирования обустройства месторождений.

3. Переговоры по созданию СП по изучению структуры Палласа полностью укладываются в логику, но не работ на нефть и газ, а взаимоотношений Украины с Россией: череда деклараций без выхода на конкретный результат. Это же относится и к переговорам с «Лукойлом» об его участии в нефтегазовых проектах на шельфе Чёрного моря. Подозреваю, что работы НАК «Нафтогаз Украины» на украинской части структуры — это подготовка к заключению ещё одного СРП.

4. На Прикерченском участке произошли странные вещи. Лицензию на него получила ТНК Vanco Energy Company с огромным опытом работ на нефть и газ на морских акваториях. Сегодня лицензия оказалась у консорциума «странных» компаний. Контрольная доля принадлежит ДТЭК. Получилось, что Украина заключила СРП с украинской же ДТЭК, не имеющей опыта работ на нефть и газ. СРП — это форма сотрудничества ТНК со слаборазвитыми странами. Но то, что получилось на Прикерченском участке — это пародия на СРП. Фантастически большая доля Украины в СРП, равная 70%, ни о чём не говорит. Эту цифру легко получить, завысив в разы прогнозные ресурсы нефти и газа.

5. Ситуация на Скифском участке — затягивание сроков заключения СРП после состоявшегося конкурса — отражает противоречия во власти Украины. Если принято решение о том, чтобы отдать участок ТНК — ExxonMobil и Shell, то и нужно этим путём идти до конца. Заключать СРП и требовать от консорциума выполнения первого этапа работ.

6. Непонятные ситуации с тремя СРП власти Крыма разрешат легко. Они их отменят. Фронт работ ГАО «Черноморнефтегаз» на ближайшие годы обеспечен (см. пункты 1 и 2). По структуре Палласа может быть принято любое рациональное решение.

7. Ситуация с глубоководной частью украинского сектора Чёрного моря складывается удачно. В ближайшие годы нет необходимости начинать здесь поисковые работы. А через несколько лет по результатам бурения скважин в других секторах моря будет получена ценнейшая геологическая информация. Она и позволит достоверно оценить перспективы нефтегазоносности украинского сектора и принять обоснованные решения о сроках и форме организации его опоискования.