— 29 мара, 2024 —
 

Газовый контракт России и КНР: «доброжелатели» придумывают цены и проблемы

Когда был подписан контракт на поставку из РФ в КНР 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет (с возможностью увеличения поставок до 60 млрд куб. м), профессиональным критикам пришлось спешно придумывать оправдания: почему подписание

Когда свершилось то, чего ждали не меньше 10 лет — был подписан контракт на поставку из РФ в КНР 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет (с возможностью увеличения поставок до 60 млрд куб. м), профессиональным критикам пришлось спешно придумывать оправдания: почему подписание этого контракта — плохо.

Нужно больше газа

Главная задача «Газпрома» на переговорах о поставках в Китай заключалась в том, чтобы цена была не ниже, чем для Европы. И дело тут не только в экономическом (безусловно важном) аспекте, но и в аспекте психологическом — при более низкой, чем для ЕС, цене Европа также стала бы требовать скидку. Впрочем, фактор цены не столь важен, как дополнительные условия. Дополнительные условия вполне могли расположить российскую сторону к тому, чтобы снизить цену. К примеру, китайские кредиты под минимальные проценты, крупный авансовый платёж, участие китайского капитала в строительстве мощностей (с заказами для российских производителей).

Принципиальная позиция «Газпрома» отличается от позиции того же НОВАТЭКа, подписавшего с Китаем контракт на поставку 3 млн т СПГ. «Газпром» не даёт доступа к добыче, чего очень хотелось бы КНР. Достаточно сказать, что суммарные запасы Ковыктинского и Чаяндинского месторождений (2,7 трлн куб. м) сопоставимы с общими запасами газа Поднебесной (3,1 трлн куб. м).

За последние 10 лет Китай увеличил потребление первичной энергии более чем в два раза. Потребление природного газа в самом Китае за последние 10 лет выросло более чем в 4 раза — до 143,8 млрд куб. м (в 2012 г.). А добыча за тот же период увеличилась в 3 раза — до 107 млрд куб. м. Если на начало 2000-х КНР не импортировала ни единого кубометра газа, то в 2012 году объём импорта, по данным BP, составил 41,4 млрд куб. м, а в 2013-м, по данным Академии экономики и технологий при CNPC, 53 млрд куб. м. Газ для Китая — это будущее, так как их основное топливо (уголь) уже не справляется с растущими потребностями в энергоснабжении, а попутно убивает экологию Китая.

Здесь мы переходим к вопросу о том, был ли этот контракт подписан в невыгодных для России условиях, когда наша страна оказалась «загнана в угол» санкциями.

Нет, не был. На то есть несколько причин. Одна из основных — у Европы нет разумной альтернативы российскому газу. Ни по цене, ни по надёжности поставок. В первом квартале текущего года (со всеми санкциями и политическими кризисами) «Газпром» нарастил поставки газа в Европу на 1 млрд куб. м относительно прошлого, более чем успешного года. Напомним, что прошлый год был рекордным для «Газпрома» — в Европу было экспортировано 161,5 млрд куб. м газа. Такой рост не в последнюю очередь обеспечили поставщики СПГ, которые стали перенаправлять свой товар на долгосрочные контракты в Азию. И здесь кроется вторая важная причина — такой выгодной цены, как у «Газпрома», Китай не получит практически ни у одного производителя (конкуренцию, по некоторым данным, может составить только Туркмения). Средняя цена 1 т СПГ для Поднебесной в прошлом году составила порядка 600 долларов (472 долларов в 2011 году). Китаю нужен газ. И Китай уже потерял огромные деньги на своей несговорчивости: ещё четыре года назад для него неприемлемой была цена в 200 долларов, а шесть лет назад — 100 долларов. Но Поднебесная недооценила собственные потребности в природном газе. И уязвимость своих международных энергетических проектов.

Таинственная цена

Так как цена 1 тыс. куб. м сторонами не озвучивалась, у российских «доброжелателей» появился повод для спекуляций. Зазвучали совершенно фантастические предположения о цене. Наиболее экзотично звучали голоса украинских СМИ, где назывались и 200 долларов за 1 тыс. куб. м и даже 90! Отечественные аналитики заявили, что цена 360–380 долларов — это тоже провал, катастрофа, «Путин объявил эру последнего хапка». Хотя даже данный уровень цен соответствует ценам для Финляндии и Великобритании. А бывший советник министра энергетики путём несложных арифметических упражнений, основанных на выдуманной им себестоимости добычи газа на Чаяндинском месторождении, доказал, что, если отправить «китайский» газ через Владивосток, то проект будет нерентабельным. Хорошо, что так делать никто не собирается.

Газ, добытый на Чаяндинском (а в будущем и на Ковыктинском) месторождении будет поступать в Белогорск (Амурская область). Во второй половине прошлого года «Газпром» и СИБУР подписали меморандум о взаимодействии при создании в этом городе газоперерабатывающего завода (ГПЗ) и газохимического комплекса (ГХК). Собственно, пуск этих предприятий будет приурочен к началу поставок чаяндинского газа по газопроводу Якутия – Хабаровск – Владивосток (первая очередь газотранспортной системы «Сила Сибири»).

На Белогорском ГПЗ из газа будут извлекаться ценные компоненты: этан, пропан, гелий и т.д. Полученные сжиженные углеводородные газы и гелий «Газпром» отправит на рынок (значительная часть планируется на экспорт). Полная проектная мощность должна составить до 60 млрд куб. м в год. СИБУР же рассматривает проект по строительству технологически связанного с газпромовским заводом газохимического комплекса. На данный момент предполагается, что холдинг будет покупать у «Газпрома» этан. Его направят на ГХК, где произведут мономеры, которые далее направятся на производство полимеров (полиэтилен). Предполагается построить ГХК к вводу третьей очереди газпромовского завода и достижения им суммарной производительности в 30 млрд куб. м газа в год. Фактически срок строительства комплекса напрямую зависит от объёма транспортировки газа по «Силе Сибири». Газовый контракт с Китаем гарантирует достаточные объёмы.

Для экспорта продукции газохимического комплекса рассматривается несколько вариантов. Пока наиболее разумным представляется использование имеющейся железной дороги в Китай. Чтобы это направление заработало, достаточно построить совмещённый автомобильно-железнодорожный мост в Благовещенске. Этот город располагается всего в 100 км от Белогорска на государственной границе с КНР.

Интересный момент заключается в том, что ранние проекты экспорта российского газа в Китай, за которые отвечали некоторые западные компании, вообще не предусматривали извлечение ценных компонентов из природного газа.

Если мы посмотрим на карту, то обнаружим, что Благовещенск более чем в два раза ближе к Чаяндинскому месторождению, чем крупнейшие месторождения Западной Сибири к границе с Европой (учитывая транспортировку через Украину, так как на её территории «европейский» газ всё ещё считается собственностью «Газпрома»). Конечно, западная «труба» построена ещё при Союзе, а потому в сознании либеральных экономистов и аналитиков она бесплатная. А на восточном направлении предполагается вкладывать деньги в инфраструктуру. В сознании всё тех же людей — это пустая трата денег. Но с точки зрения экономики нашей страны, «Сила Сибири» — это миллиардные заказы на трубы (1420 мм, рабочее давление 100 атм.), газоперекачивающие агрегаты и т.д. Это вложения в дороги и инфраструктуру городов, создание перерабатывающих производств, а с ними и новых рабочих мест. То есть деньги на открытие восточного коридора поставок будут тратиться преимущественно внутри страны.