— 29 мара, 2024 —
 

Европа хочет вернуться. К итогам выборов в Европейский парламент

Старые партии Европы — бывшие активно социалистическими в период противостояния социализма и капитализма — теперь стали куда капиталистичнее, чем былые правые

Вопреки демонстративной панике опытных политиков и пропагандистов, на выборах в Европарламент победили вовсе не обязательно правые. Так, СИРИЗА в Греции призывает к сохранению достаточно левой социальной политики. Традиционно провозглашаемая ультраправой партия «Национальный фронт» во Франции вовсе не требует полной отмены социальной политики — напротив, она добивается поддержки граждан самой Франции (прежде всего мелких производителей) в куда большем размере, чем допускается правилами ЕС, и возражает, по сути, только против того, что львиная доля средств, выделяемых на социальную помощь, во Франции тратится на приезжих, а не на коренных жителей. А партия независимости Британии вообще не может быть классифицирована в привычных терминах «правый» — «левый» относительно социальной политики: ведь главное, чего она требует, — выход страны из Европейского союза, и мотивирует это тем, что без такого выхода в стране вообще невозможно проводить какую бы то ни было собственную политику.

Так что речь здесь совершенно не о правой политике, как таковой. Наоборот, насколько я могу судить, протест связан прежде всего с тем, что после ликвидации социализма в СССР на Западе стали постепенно демонтировать механизмы социальной защиты, выработанные с оглядкой на СССР и в противовес СССР, созданные для того, чтобы показать: не только социалистическое государство способно заботиться о своих гражданах, но и государство буржуазное тоже это в какой-то мере умеет делать.

Поэтому, на мой взгляд, социальный протест в Европейском союзе — всё то же требование активной социальной политики. Просто сейчас это требование выдвигают новые партии, а старые партии — бывшие активно социалистическими в период противостояния социализма и капитализма — теперь стали куда капиталистичнее, чем былые правые.