— 29 мара, 2024 —
 

Между пропагандой и реальностью: для американского газового экспорта приближается момент истины

В четверг, 19 июня, стало известно, что американский регулятор одобрил проект по экспорту сжиженного природного газа Cameron LNG

В четверг, 19 июня, стало известно, что американский регулятор одобрил проект по экспорту сжиженного природного газа Cameron LNG. Теперь у него полный комплект разрешений. Событие важное — так как это всего лишь второе окончательное разрешение после длительного перерыва, а первое решение касалось уже строящегося завода Sabine Pass LNG.

Как и ожидалось, «отмашка» на экспорт была применена к проекту, ориентированному преимущественно на японский рынок. Видимо, скоро начнётся стройка, а первый газ будет отгружен в районе 2019–2020 года. Но события на Украине привели к тому, что Штатам желательно срочно поддержать и ЕС своими планами по экспорту СПГ. Согласятся ли США одобрить сразу несколько проектов?

После нашей недавней заметки об «условных» американских разрешениях на экспорт СПГ (напомним, тогда в США признали, что выдавали «половинчатые» разрешения — чтобы создать в мире уверенность в перспективах американского газового экспорта) в комментариях читатели справедливо указали о том, что многие контракты такие же «условные». Собственно, так оно и есть, но условность здесь бывает даже двух типов: контракты по проектам, у которых есть «условные» разрешения на экспорт, и контракты по проектам, у которых вообще никаких разрешений нет.

Действительно, идея собрать и разобрать все подобные «контракты», а по факту — многие из них являются скорее, соглашениями о намерениях, была давно.

«Условные» поставки с «условных» заводов

Но собирать данные о контрактах не пришлось — работу выполнили сторонники перспективы масштабного американского газового экспорта. В одном достаточно известном блоге ЖЖ список таких американских контрактов был недавно опубликован. Правда, выбирались договора, по которым, как считается, СПГ будет отгружаться в Европу. Подтекст этой компиляции очевиден (угроза российскому газовому экспорту), хотя насчитали целых 22 млрд кубометров газа в год. Но дело не только в том, что объёмы несопоставимы с российскими поставками. А и в том, что большинство договоров здесь — это те самые условные контракты. Разберём список по пунктам с комментариями о перспективах каждого договора на поставки СПГ:

1. Контракт с британской Centrica (крупный продавец газа в Великобритании). Объём — 1,75 млн тонн (2,4 млрд кубометров). Продавец — но поставки запланированы с 5-й линии завода, на которую ещё нет никаких разрешений, соответственно — нет и строительства.

2. Контракт с испанской Gas Natural — 3,5 млн тонн в год (4,8 млрд кубометров), начало поставок — 2016 год. Один из немногих реальных контрактов и действительно с европейской компанией. Правда, уже сейчас значительные объёмы СПГ (поставляемые из других регионов мира) перегружаются в Испании и реэкспортируются в Азию, поэтому окажется ли в ЕС американский СПГ — вопрос открытый.

3. Контракт с итальянской Enel — 3 млрд кубометров. Из которых — как написано в информационном сообщении — только 1 млрд пойдёт на итальянский рынок, а контракт подразумевает полную гибкость направления поставок. Ну и источник газа — проект Corpus Christi — никаких разрешений пока нет.

4. Контракт с испанской Ibedrola — 1 млрд, то же производство что в п. 3, соответственно тоже без разрешений.

5. Контракт с испанской Gas Natural 1,5 млн тонн (2 млрд кубометров) — то же производство, что в пп. 3, 4, и без разрешений. Плюс прямым текстом указана возможность гибкости поставок.

6. Контракт с немецкой E.On, 5 млн тонн (6,8 млрд кубометров). Это договор с канадским проектом, на восточном побережье. Один из наименее перспективных проектов в Канаде, пока не получил разрешений, хотя на западном побережье (на Азию) уже около 10 проектов получили разрешения — правда реализованы будут два-три. Подробней о канадских проектах мы недавно писали.

7. Контракт с французской Total — 2 млн тонн (2,8 млрд кубометров) — тот же источник сырья, как и в п. 1, соответственно нет разрешений, нет стройки.

Справедливости ради стоит отметить, что в списке нет ещё одного контракта со строящегося завода — с британской BG Group (5,5 млн тонн в год). Но газ с него пойдёт в Азию, более того, несколько лет назад компания подписала договор на поставки газа в КНР, с частичной ценовой привязкой к американскому рынку и датой начала поставок, соответствующей запуску завода в США. Это говорит в пользу того, что именно американский газ в портфеле BG Group пойдёт на китайский рынок.

Основы для манипуляций

Итак, два сюжета — неопределённость пункта назначения поставок и заключение контрактов для производств, которые вообще никогда не будут построены, — создало, возможно, у кого-то ощущение, что газ из США и Канады всё же окажется в Европе.

Ещё один фактор добавил возможности для манипуляций — осознанных или не осознанных. Дело в том, что у компании, которая строит единственный пока завод — Cheniere Energy, — есть ещё два проекта, без разрешений, но с контрактами: во-первых, это расширение действующего производства (5 и 6 линии завода) — по ним заключены контракты в пунктах 1 и 7. Во-вторых, отдельный проект Corpus Christi — тоже пока «сырой», то есть без разрешений, но уже с договорами — см. пп. 3, 4, 5 в списке.

Так как оба проекта готовятся Cheniere Energy, то, если особо не разбираться, может создаться впечатление, что все эти контракты будут выполнены в рамках строящегося завода компании.

Сколько газа же действительно пойдёт из США в Европу, предлагаем читателям оценить самостоятельно. По нашим оценкам: если исходить из единственного строящегося производства, то в лучшем (для ЕС) случае небольшая доля в портфелях BG Group и Gas Natural всё же попадёт в Евросоюз, в худшем случае — ноль.

Если же мысленно представить, что все проекты в США получат разрешения, то гарантированно (то есть без вероятного перенаправления в АТР) можно ожидать, что в Европу попадёт газ по договору из п. 1 (договор с Centrica, 2,4 млрд) и пп. 3 и 4 (Enel, 1 млрд и Ibedrola, 1 млрд). Это связано с тем, что данные компании, в отличие от Gas Natural и BG Group, не являются крупными международными трейдерами СПГ, но заинтересованы обеспечить газовыми поставками свои предприятия или обязательства в соответствующих европейских странах. В любом случае, в сумме получается, мягко говоря, не густо, но дело не в этом.

Сейчас Штатам нужно срочно создать видимость прогресса в газовой помощи европейским партнёрам. Конечно, даже если СПГ пойдёт в Европу, то газ в любом случае попадёт на рынок не раньше 2019 года (в тех случаях, когда строек ещё нет). Но главное сейчас — сигнал, что США не будут ограничиваться двумя заводами, да ещё и ориентированными преимущественно на Азию. Европейцы, возможно, начинают что-то подозревать. Напомним, чтобы собственно начать стройку, у каждого проекта должно быть два ключевых одобрения — DOE и FERC.

Между ЕС, Японией и Индией

И тут появляется ещё одна сложность для США. Как известно, ещё недавно первоочередными претендентами на получение разрешения регулятора — FERC (после этого — можно строить) были проекты, нацеленные в значительной степени на Японию: Freeport LNG и Cameron LNG. И, действительно, Freeport LNG буквально на днях получил экологическое заключение FERC, а значит — финальное решение может быть близко (правда, точная дата не называется).

A Cameron LNG 19 июня вообще стал вторым в США проектом с полным комплектом разрешений. Сейчас, как ожидается, в сжатые сроки будет принято окончательное инвестиционное решение и начнётся строительство. Мощность производства ожидается около 15 млн тонн. Среди акционеров — две японские компании (33%), французская GDF Suez (17%), а контрольный пакет принадлежит компании Sempra. Почти весь газ по проекту расписан: 8 млн тонн СПГ законтрактовано на японский рынок, 4 млн т — для GDF Suez, но пойдёт ли «французская» часть в ЕС — непонятно, GDF, как трейдер СПГ, может также направить его в Азию.

Но стремительное развитие украинского сюжета заставляет США поддержать Европу — или, по крайней мере, сделать видимость. Поэтому по двум ориентированным на ЕС проектам (расширение Sabine Pass, п. 1 в списке контрактов, и строительство Corpus Christi — пп. 3, 4, 5) начинается «движуха».

Практически одновременно с документами по «японским» Freeport LNG и Cameron LNG у FERC выходит черновик экологического заключения по заводу Corpus Christi, а окончательный выпуск документа намечен на 8 октября (только после этого должно состояться собственно решение FERC об одобрении производства). Правда у завода нет разрешения Минэнерго (DOE), но его получить будет проще.

Более того, одновременно объявляется, что решение по расширению завода в Sabine Pass (откуда газ действительно пойдёт в Великобританию) должно быть сделано не позже 30 октября, а в августе будет выдано экологическое заключение. Здесь также нужно будет получить разрешение DOE.

Кроме того, активность наблюдается и ещё по одному, самому маленькому проекту по экспорту СПГ в США — Cove Point. FERC отказалась продлевать сроки проведения экологической экспертизы — то есть решение может быть выдано быстрее, чем ожидалось. СПГ с этого завода планируется направлять в Индию, а также в Японию.

Подытоживая, получается, что обстоятельства складываются следующим образом. Если ранее ожидалось, что разрешение получит один из «японских» проектов, а дальше FERC может «затаиться» ещё на некоторое время, то сейчас по объективным и субъективным причинам картинка несколько изменилась.

После длительного перерыва мы видим первое реальное решение — по Cameron LNG. Далее — решения в ту или иную сторону в ближайшие полгода могут быть приняты сразу по трём (Freeport, Corpus Christi, расширение Sabine Pass), а возможно и четырём (с учётом Cove Point LNG) проектам. Правда, условия для затягивания процесса остаются (в частности у двух из будущих производств нет разрешения Минэнерго), да и всегда можно придумать, как отложить решение. Но, тем не менее, зафиксируем: возможностей для переливания из пустого в порожнее и кормления «завтраками» становится всё меньше.

Кроме того, на регулятор давят и сами компании, а на них в свою очередь — потенциальные импортёры СПГ, которым нужно чёткое понимание (особенно в Азии), в какие сроки и каким газом они закроют свой баланс.

Сами же США разрываются между обещаниями газа Японии и Европе, а также, в меньшей степени, Индии. И учитывая общий не очень позитивный в США настрой на масштабный экспорт, следующие одна-две газовые «кости», которую Штаты выбросят в мир, могут оказаться последними.

Кому они достанутся? Японии (Freeport LNG), EC (Corpus Christi и расширение строящегося Sabine Pass) или же вообще Индии (небольшой завод Cove Point). А может быть, всё оставят себе, а текущая «движуха» — очередная имитация для поднятия духа у американских союзников в мире. Скоро узнаем.