— 20 апреля, 2024 —
 

Китай создает нефтяные резервы при высоких ценах. К чему бы это

​Китай начал очередную стадию заполнения своих стратегических нефтяных хранилищ. Но если раньше КНР традиционно старалась создавать нефтяные резервы в период снижения котировок, то сейчас процесс был запущен при высоких ценах на

Китай начал очередную стадию заполнения своих стратегических нефтяных хранилищ. Но если раньше КНР традиционно старалась создавать нефтяные резервы в период снижения котировок, то сейчас процесс был запущен при высоких ценах на нефть.

По итогам первых пяти месяцев текущего года Китай импортировал 128,7 млн тонн сырой нефти, что на 11,1% больше, чем год назад. В самом же мае импорт составил 26,08 млн тонн — рост на 8,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Рост очень существенный, особенно на фоне того, что китайская экономика скорее замедляется, чем ускоряется.

Любопытно, что годом ранее, в 2013 году, за тот же период (январь-май) Китай показал даже снижение (!) объёмов импорта (на 1,1%) по сравнению с показателями уже 2012 года.

Если же говорить о годовой статистике, то по итогам 2013 года, как говорят официальные данные, импорт нефти увеличился всего на 4% — до 280 млн тонн. А в 2012 году рост импорта нефти составил 7%.

С чем связаны такие колебания? Собственная добыча нефти в Китае последнее время находится на постоянном уровне, поэтому разгадку нужно искать в спросе.

Ответ во многом действительно связан с колебаниями китайского спроса на нефть. Только не все эти колебания связаны с собственно экономической активностью, а частично они вызваны заполнением нефтяных резервов страны.

В 2013 и 2011 годах Китай не проводил закачку нефти в стратегические хранилища, а в 2012 проводил. Отсюда и падение импорта в прошлом году. И неожиданно высокие темпы роста импорта в текущем. Ведь сейчас КНР начала очередной этап создания стратегических запасов нефти. Но обо всём по порядку.

По американскому пути

Как известно, американские стратегические запасы нефти (т.н. SPR) составляют около 700 млн баррелей и рассчитаны, чтобы продержаться без импорта не менее 90 дней (а сейчас — с ростом собственной добычи и падением импорта — получается уже свыше 100 дней). Китайский импорт нефти по объёму недавно сравнялся с американским и будет только расти. Соответственно и резервы Китаю нужны сопоставимые. Поэтому ещё несколько лет назад была принята программа по созданию к 2020 году запасов объёмом, по различным сведениям, 500–620 млн баррелей. Для этого сначала необходимо построить хранилища, а затем наполнить их. Создание стратегического резерва было разделено на три стадии.

Точные данные об этих стадиях и деталях достаточно отрывочны и противоречивы. Известен план строительства первых двух стадий, правда, таблица эта достаточно старая, но новой с тех пор не обнародовано:

Строительство первой фазы (вместимость хранилищ составила 103 млн баррелей) было завершено в 2008 году, а заполнение нефтью производилось в 2010 году.

В рамках второй фазы к существующим резервам добавится ещё свыше 200 млн баррелей (по другим сведениям — 191 млн). Строительство хранилищ второй фазы должно было завершиться в 2013 году, но позже сроки было сдвинуты. К окончанию прошлого года, помимо двух первых хранилищ (см. таблицу), вероятно, было запущено только хранилище в Тяньцзине, а остальные объекты сдаются в текущем, а то и в 2015 году. Но даже если кроме двух первых объектов и «Тяньцзиня» ещё ничего не сдано, в любом случае у Китая в рамках второй фазы уже есть 57,9 млн баррелей в трёх хранилищах (уточним, что здесь речь идёт о доступных к заполнению мощностях, а не собственно нефти). А возможно и больше. Или 160,9 млн баррелей с учётом первой фазы.

Далее, оставшиеся 190 млн баррелей ёмкости будут построены до конца десятилетия, тогда к 2020 году суммарный объём запасов достигнет запланированных полмиллиарда баррелей. Впрочем, по некоторым сведениям, третья фаза будет расширена до 310 млн баррелей, и тогда к 2020 году объём нефтяных резервов может достигнуть не 500, а 620 млн баррелей. Называются и новые цифры по ещё большему укрупнению хранилищ. Географически стратегические резервы разбросаны по различным регионам, но значительная часть хранилищ находится в прибрежных провинциях и Синьцзян-Уйгурском автономном районе. После завершения третьей стадии строительства появятся хранилища также преимущественно в провинциях, имеющих выход к морю.

Ещё 100 млн баррелей за год

С заполнением хранилищ ситуация ещё более неопределённая, чем с их объёмами. Разумеется, Китай никогда не сообщает о начале закачки нефти, так как подобные сообщения лишь подогревают нефтяной рынок в самый неподходящий момент.

А Китай традиционно старался создавать запасы в период низких нефтяных цен. Хранилища первой фазы (103 млн) Китай заполнил ещё в 2010 году (но полностью или нет — неясно), удачно воспользовавшись экономическим кризисом и временным проседанием нефтяных котировок.

Во второй раз Китай создавал стратегические запасы в 2012 году, тогда по различным оценкам от 500 тыс. до 1 млн баррелей в день китайского спроса тратились на заполнение хранилищ. Завершился тот этап в сентябре 2012 года, а за семь месяцев, по оценкам МЭА, было закачено 106 млн баррелей. Но тогда, если вспомнить, цены на нефть тоже падали, а в мае 2012 года, два года назад, котировки снизились примерно на 20%.

Так или иначе, по данным CNPC, по итогам прошлого года SPR Китая составили 141 млн баррелей, а в течение 2013 года Китай не добавлял нефти в свои запасы.

Сейчас Китай начал новый этап заполнения. Вероятно, части хранилищ, недавно построенных в рамках второй фазы, так как предыдущие 141 млн баррелей позволяют полностью заполнить хранилища первой фазы и 2–3 хранилища второй.

О том, что процесс пошёл, говорит и резкий рост импорта — но не только. Более точный анализ основан на текущей разнице объёмов импорта/собственной добычи нефти и объёмом нефти, поступающей на НПЗ Китая. Эти данные есть у отраслевых агентств, которые посчитали с помощью такого подхода, что «лишний» объём нефти, вероятно, поступающий в хранилища, составляет сейчас около 600 тыс. баррелей в день. Это приличная поддержка к мировому спросу, который составляет около 90 млн баррелей в день. И примерно та самая 10%-ная прибавка к «базовому» спросу на импортную нефть в КНР.

Но текущий процесс заполнения хранилищ отличается от предыдущих стадий одним существенным моментом — Китай скупает нефть, несмотря на рекордные цены, находящиеся на уровне 110 долл. за баррель для котировок Brent.

Одновременно, конечно, закупками КНР и поддерживает цену. По оценкам аналитиков, создание SPR приведёт в этом году в среднем к дополнительным 200–300 тыс. баррелей спроса (в пересчёте на год) и 2–3 дополнительным долларам к цене. Соответственно, сам Китай может за этот год подкопить ещё до 100 млн баррелей нефти.

Но в любом случае, это уже вторичный процесс. А первично то, что Китай изначально в этом году начал скупать нефть при высоких ценах на неё. Вероятно, предполагая, что снижения цены в любом случае не ожидается, несмотря на рост американской сланцевой добычи или гипотетического выхода на рынок дополнительных объёмов иранской или иракской нефти. И, как видим, не ошибся. События в Ираке привели к дополнительному повышению цен, а прогнозы о продолжении роста собственно иракской добычи тоже придётся пересмотреть.

Если же исходить из того, что нефть будет только дорожать, это означает, что создавать запасы в будущем придётся сразу же по мере строительства хранилищ.