— 16 апреля, 2024 —
 

Битва ЕС за энергонезависимость от России. Литовский полигон. Часть 1. Электроэнергетика

Декларированным стержнем внутренней и внешней политики Литвы является борьба за энергетическую независимость. Одновременно этой навязчивой идеей пытаются воспользоваться западные компании и руководство Евросоюза

Литва — государство на берегу Балтийского моря. Член Евросоюза. Её площадь — 65 301 кв. км. Население — 2972 тыс. чел (2013 г.). Литовцы составляют 84,2%, поляки — 6,6%, русские — 5,8%. ВВП (ППС) в 2014 г. прогнозируется в 70,8 млрд долларов. По всем параметрам это небольшая европейская страна. Но Литва ярко выделяется на общем информационном фоне. Это её многоплановые акции на поле атомной энергетики (проблемы связанные с закрытием Игналинской АЭС, борьба за строительство Висагинской АЭС, борьба против строительства Балтийской и Белорусской АЭС), многолетнее противостояние с «Газпромом», многочисленные проекты в сфере электроэнергетики. Заметна Литва и в политической жизни Европы.

Декларированным стержнем внутренней и внешней политики Литвы является борьба за энергетическую независимость. Одновременно этой навязчивой идеей пытаются воспользоваться западные компании и руководство Евросоюза — для захвата рынков (правда, успехи здесь часто сомнительные) и внедрения собственной энергополитики, соответственно. Литва в каком-то смысле стала полигоном для экспериментов и оттачивания механизмов противодействия российскому влиянию в Восточной Европе. Всё это актуализирует наблюдение за, казалось бы, локальным литовским сюжетом.

В последние месяцы события в этой области «спрессовались». Представляется целесообразным рассмотреть развитие отдельных направлений борьбы в контексте её влияния на интересы России. И начнём — с электроэнергетики.

Хронология событий

Март 2013 г. — Литва, Латвия и Эстония подписали соглашение об общем рынке электроэнергии.

Июнь 2013 г. — остановлено строительство Балтийской АЭС.

Сентябрь 2013 г. — введена в эксплуатацию первая очередь Калининградского ПХГ.

Ноябрь 2013 г. — проведён референдум по вопросу строительства Висагинской АЭС.

Декабрь 2013 г. — Евросоюз возобновил финансирование проекта закрытия Игналинской АЭС.

Декабрь 2013 г. — Евросоюз выделил деньги на модернизацию в Литве электросетей под его стандарты.

Апрель 2014 г. — началась прокладка кабеля электропередачи NordBalt между Литвой и Швецией.

Май 2014 г. — Евросоюз выделил деньги на строительство линии электропередачи LitPolLink между Литвой и Польшей.

Май 2014 г. — правительство России приняло решение о создании в Калининградской области изолированной энергосистемы.

Июнь 2014 г. — реанимирован проект строительства Висагинской АЭС.

Демонтаж советской АЭС: борьба с российским подрядчиком

Литве от СССР досталась Игналинская АЭС. Но по требованию Евросоюза она была остановлена (первый блок — в 2004 г., второй — в 2009 г.). В 2010 г. начался демонтаж оборудования и систем станции. Работы ведутся под патронажем Евросоюза. Финансируются странами-донорами (Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Испания, Швеция и Швейцария) и Европейской Комиссией. Полностью АЭС будет демонтирована к 2030 г.

Самый крупный подрядчик работ по закрытию АЭС — немецкая Nukem Technologies, 100% дочка «Росатома». Является одним из лидирующих в мире поставщиков ядерных услуг. Конфликты с литовскими подрядчиками, споры по техническим характеристикам контейнеров и проектам хранилищ для хранения радиоактивных материалов, задержки финансирования работ, демарши чиновников и членов правительства Литвы — это перманентный фон, сопровождающий работы Nukem. «Литва обвиняет Nukem в отставании строительства, Nukem обвиняет Литву в прекращении финансирования». Кажется, это единственный случай, когда Евросоюз не поддержал литовскую сторону. Ввиду бескомпромиссной позиции последней в конфликте с Nukem, в конце 2012 г. он приостановил финансирование работ на Игналинской АЭС. К этому времени на них было потрачено 457 млн евро. На разрешение конфликтов между Литвой и Nukem потребовался целый год. Только в конце 2013 г. Евросоюз возобновил финансирование работ на Игналинской АЭС. На эти цели в 2014–2020 гг. будет выделено 450,8 млн евро, а «за работы Nukem будет заплачено дополнительно 55 миллионов евро».

Висагинская АЭС: жители проголосовали против

Взамен Игналинской АЭС страны Балтии планировали построить на территории Литвы новую АЭС — Висагинскую. Идеологическая основа — обеспечение энергетической независимости региона. Стоимость АЭС определялась в 5 млрд евро, а мощность — в 3200–3400 МВт. Первоначально в проекте участвовали Литва, Латвия, Эстония и Польша. Но Польша из него вышла в 2011 г. Позднее был найден генподрядчик — японская фирма Hitachi. Она же должна была поставить реактор. Но четыре участника проекта (три страны и Hitachi) не смогли договориться о распределении акций АЭС. Несмотря на неудачу, правительство Литвы продолжало бороться за энергетическую независимость и провело в ноябре 2013 г. референдум по вопросу строительства Висагинской АЭС. 60% жителей Литвы сказали «нет». Затраты Литвы на попытку реализации этого проекта составили несколько десятков миллионов евро.

Однако, проект строительства Висагинской АЭС жив. Сообщалось, что «между правительством Литвы и японской Hitachi уже достигнуты договорённости, и компания значительно снизила свои условия, пошла на ряд уступок — поэтому проект в экономической его части существенно отличается от того, что был принят прежними властями». Результаты опроса к новому проекту АЭС отношения не имеют. Жители Литвы сказали «нет» прошлому проекту. Благоприятствует реанимации проекта Висагинской АЭС остановка строительства Балтийской АЭС в Калининградской области.

Борьба с Балтийской АЭС: Литва и Польша заблокировали доступ в сети

Строительство Балтийской АЭС (два энергоблока общей мощностью 2300 MВт) в Калининградской области начато «Росатомом» в феврале 2010 г. Стоимость оценена в 6 млрд евро. Стоимость создания дополнительной инфраструктуры для транспортировки электроэнергии — 3 млрд евро. Предполагалось, что половина вложений будет сделана инвесторами. Часть вырабатываемой на АЭС электроэнергии должна была покрыть растущие потребности в ней Калининградской области. Другую часть планировалось экспортировать в Евросоюз — в первую очередь в Литву и Польшу.

С самого начала строительство Балтийской АЭС столкнулось с ярым противодействием Литвы. Причины две: начало строительства Балтийской АЭС резко уменьшало вероятность реализации планов строительства Висагинской АЭС, и экспорт электроэнергии с российской АЭС в страны Балтии противоречил идее достижения ими энергетической независимости.

«Росатом» предпринял титанические усилия для преодоления этого сопротивления. В проект строительства Балтийской АЭС предлагалось войти Литве и Польше. Литве предлагалась и интеграция в него Круонисской гидроаккумулирующей станции. Но эти две страны не только не выразили желание войти в проект или просто покупать электроэнергию АЭС, но отказались предоставить ей доступ в европейскую сеть. Фактическая блокада Балтийской АЭС со стороны Литвы и Польши сделала продолжение её строительства бессмысленным. В середине 2013 г. оно было остановлено. Изучались варианты оснащения АЭС энергоблоками пониженной мощности.

Сегодня такое же ярое противодействие политики Литвы оказывают строительству Белорусской АЭС. В этом деле у них накоплен большой опыт. Но заблокировать будущий экспорт электроэнергии не в их власти.

Зелёная энергетика: традиционно через дотации и завышенный тариф

Вне всяких сомнений использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на территории Литвы повысит её энергетическую независимость. Но сама битва за ВИЭ является частью битвы за них Евросоюза. Согласно его директиве Литва должна до 2020 г. довести долю ВИЭ в общем энергетическом балансе страны до 23%. В настоящее время — 4,6% от всей произведённой электроэнергии. Под эти планы заложен мощный экономический фундамент. Закупочные цены на электроэнергию, вырабатываемую солнечными, ветровыми, биогенерационными установками, малыми гидроэлектростанциями, а также установками, использующими древесину, составляют в Литве 0,07–0,08 евро за 1 KWh против 0,04 евро за электроэнергию, поставляемую по импорту. Указанные тарифы (введены с 1 января 2009 г.) действительны до 31 декабря 2020 г. Сумма дотаций на ВИЭ в 2011 г. составила 166 млн евро, в 2020 г. составит 830 млн евро. Кроме того, для достижения планируемого уровня генерации ВИЭ потребуются капитальные вложения в сотни миллионов евро.

Интеграция в электросети ЕС: какие будут проблемы для России

До 2009 г. Литва полностью обеспечивала себя электроэнергией. Но закрытие Игналинской АЭС, которая вырабатывала более 70% всей электроэнергии в стране, резко изменило ситуацию. В 2012 г. на импорт электроэнергии пришлось около 77,1% её общего потребления. Россия экспортировала в Литву в 2012 г. 4,78 млрд киловатт/ч, что составляет 56,2% общего её импорта и 45,0% потребления. Литва также импортирует электроэнергию из Эстонии, Латвии и Белоруссии. Потребление в 2013 г. составило 9,6 млрд киловатт/ч. Понятно, что реальное положение Литвы в этой сфере очень далеко от энергетической независимости.

Простые решения проблемы импорта электроэнергии — с Балтийской или Белорусской АЭС — отвергнуты. Кардинальное её решение — строительство Висагинской АЭС не может быть основой среднесрочного планирования ввиду крайне низкой вероятности осуществления этого проекта. Развиваются два мегапроекта — формирование общего рынка электроэнергии Эстонии, Латвии и Литвы, а также подключения Литвы к энергосистемам Евросоюза.

Руководители операторов электропередающих системы Литвы, Латвии и Эстонии (Litgrid, AST и Elering) 15 марта 2013 г. подписали соглашение, которое формирует общий рынок электроэнергии этих стран. Оно имеет одну особенность: при наличии свободных мощностей страны обязаны покупать электроэнергию друг у друга. Для Литвы это означает то, что она будет покупать электроэнергию в Эстонии и Латвии даже при возможности купить её за меньшую цену в России и Белоруссии.

Энергосистема Литвы имеет три международных соединения: Литва-Белоруссия, Литва-Калининград и Литва-Латвия-Эстония. Для подключения Литвы к энергосистеме Евросоюза реализуется два проекта: прокладка подводного энергокабеля между Литвой и Швецией — NordBalt и строительство линии электропередачи между Литвой и Польшей — LitPolLink. Прокладка кабеля NordBalt (мощностью 700 MW) начата в апреле этого года. Общая его длина составит 450 км. В точках выхода кабеля на сушу начато строительство соответствующих трансформаторных подстанций. Объект будет сдан в эксплуатацию в конце 2015 г. Стоимость проекта NordBalt 550 млн евро. Он финансируется Литвой, Швецией и Евросоюзом. Деньги на осуществление проекта LitPolLink (193,7 млн евро) Еврокомиссия выделила. Он должен быть реализован до октября 2015 г.

Итак, Евросоюз полностью финансирует проект LitPolLink и частично NordBalt. Выделил деньги на развитие Круонисской гидроаккумуляционной станции. Строительство нового агрегата на ней обойдётся в 100–115 млн евро. Им утверждены планы финансирования строительства газовых смычек между Литвой и Латвией, а также между Литвой и Польшей. Кроме того, Евросоюз имеет планы финансирования синхронизации электросетей Балтийских стран с его ЛЭП. На модернизацию в Литве электросетей Евросоюз уже выделил в 2007–2013 гг. 29,8 млн евро.

Таким образом, на деньги Евросоюза на территории Литвы будут осуществлены инфраструктурные проекты, которые создадут новые рабочие места и будут генерировать добавленную стоимость. И от реализации этих проектов имеются конкретные выгодополучатели — энергетические компании Литвы. Отмечен ещё один большой плюс от строительства LitPolLink: «В результате цены в регионе могут снизиться: электричество просубсидирует немецкий потребитель». Это понятно. Именно Германия больше других стран субсидирует электрогенерацию на своей территории. Но рынок в Евросоюзе общий. Поэтому плодами субсидирования (за счёт немецкого потребителя) с удовольствием воспользуются и литовцы.

Казалось бы, наше какое дело до того, кто и как «доит» «немецкого потребителя» и Евросоюз в целом? Но это не так. От этих «невинных» проектов Литвы ущерб России очень большой. Россия предлагает синхронизировать электроэнергетические системы СНГ и Евросоюза. Естественно, планы частной технологической синхронизации энергосистемы Литвы с его энергосистемой не «вписываются» в планы глобального решения этой проблемы. И Литва будет лоббировать в структурах Евросоюза свой частный план, работая одновременно против предложения России. Но главная проблема России в другом. Энергосистема Калининградской области является частью электроэнергетического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва) и соединена с энергосистемой Литвы. Курс правительства Литвы на подключение к энергосистеме Евросоюза с переходом на его стандарты создаёт технологические риски в обмене электроэнергией с Калининградской областью.

Но вернёмся к «электричество просубсидирует немецкий потребитель». «Газпром» и Интер РАО — перекрыли даже теоретическую возможность поступления в Литву электроэнергии из Белоруссии, которая там производится из более дешёвого природного газа. Так Россия продолжает разбивать иллюзии литовских политиков относительно получения из соседней страны более дешёвой электроэнергии по конкурентной цене». Это радует. Но немного обидно за «немецкого потребителя». Видно в Германии некому за него заступиться.

Энергетическая блокада Калининградской области

Подведём предварительные итоги.

1. Строительство Балтийской АЭС фактически заблокировано отказами Литвы и Польши покупать вырабатываемую на ней электроэнергию и транспортировать её через свои территории.

2. Весь газ в Калининградскую область поступает через территорию Литвы. Однако «Газпром» потерял контроль над его транзитом (этот вопрос рассмотрен в следующей статье).

3. Литва стремится выйти из электроэнергетического кольца БРЭЛЛ, что создаёт технологические риски в обмене электроэнергией с Калининградской областью.

4. Основная часть угля и нефтепродуктов поступает в область транзитом через Литву.

Исходя из перечисленных факторов, правительство России приняло (28.05.2014 г.) тяжёлое решение: в Калининградской области должна быть создана (к 2018 г.) изолированная энергосистема. Планируется построить новые электростанции общей мощностью 1006 МВт и обеспечить работу Калининградской ТЭЦ-2 в режиме полублоков. Будет построен регазификационный СПГ-терминал мощностью 2,7 млрд куб. м в год и увеличен объём Калининградского ПХГ до 800 млн куб. м (его первая очередь введена в эксплуатацию в сентябре 2013 г.). Инвестиции в развитие электроэнергетики Калининградской области составят сотни миллиардов рублей.