— 25 апреля, 2024 —
 

Кто сеет худшее — пожнёт его же. О недальновидной рекламе под Слепакова

По телевидению транслируются видеоклипы на куплеты Семёна Сергеевича Слепакова, воспевающие разные проявления дальновидности

Один из российских банков развернул новую рекламную кампанию. Очередной формат предоставляемых им кредитов именуется «для дальновидных». По телевидению транслируются видеоклипы на куплеты Семёна Сергеевича Слепакова, воспевающие разные проявления дальновидности.

Мне пока попались на глаза всего два сюжета. В одном из них дальновидным объявлен отец, купивший сыну навороченную игровую приставку, чтобы играть на ней самостоятельно, загоняя сына спать. В другом — мелкий чиновник шантажирует начальника видеозаписью корпоративной пьянки и получает должность его заместителя. Зная кое-что из творчества данного куплетиста, полагаю: в прочих клипах воспеваются не менее достойные личности.

Итак, по мнению банковских рекламистов, шантаж и эгоизм — дальновидное поведение, и реклама должна привлечь в банк именно таких заёмщиков. Вряд ли банк опасается, что целевая аудитория будет столь же подлой и аморальной по отношению к нему: технология выбивания долгов отработана в мире в незапамятные времена и в последние четверть века успешно освоена и на нашей родине. Но эффективная хозяйственная деятельность весьма затрудняется взаимным недоверием контрагентов. Люди, подобные изображённым в этой рекламе, вряд ли достаточно успешны, чтобы банк мог твёрдо рассчитывать на беспроблемный возврат взятых ими займов. У подлинного банкрота никакой коллектор не выбьет достаточно хотя бы для оплаты коллекторских услуг.

Деловой же климат во всём обществе и подавно катастрофически страдает от изобилия мелких подлецов и крупных жуликов. В Российской империи большинство купеческих сделок заключалось устно, что существенно ускоряло хозяйственный оборот по сравнению с западноевропейским обычаем письменной фиксации каждого шага, да ещё с привлечением юристов и нотариусов. Правда, гарантия исполнения сделки всё же была — и очень жёсткая: коллеги просто не имели больше дел с нарушителем купеческого слова.

Полагаю, рано или поздно наши нынешние банкиры (и прочие деловые люди) тоже поймут: насаждение аморальности — в том числе и через собственную рекламу — в конечном счёте бьёт и по их интересам. Боюсь только, что до того они всей рекламной мощью доведут массовое сознание до состояния, требующего позитивной реморализации (этот термин Аркадия и Бориса Натановичей Стругацких нынче принято считать проявлением тоталитаризма, то есть концентрирования и совершенствования всех сил общества ради достижения единой цели, а тоталитаризм в свою очередь объявлен вредным и разрушительным независимо от поставленной обществом цели). Не лучше ли проявить собственную дальновидность и не уподобляться крыловской свинье под дубом, рушащей корни того самого древа, где произрастает её пропитание?