— 16 апреля, 2024 —
 

Мировой «сланец»: миллиард китайских кубометров против европейского нуля

После того как стало ясно, что быстро повторить сланцевый успех Штатов за пределами континента не получается, разговоры на этот счет поутихли. Но кое-какие подвижки есть. Предлагаем обсудить эти новости, сосредоточившись на

После того, как стало ясно, что быстро повторить сланцевый успех Штатов за пределами континента не получается, разговоры на этот счёт поутихли. Но кое-какие подвижки есть. Предлагаем обсудить эти новости, сосредоточившись на газовой сфере.

Европа: миллиарды в разведку

По понятным причинам на фоне последних событий Европа вновь, и с удвоенной энергией, заинтересовалась сланцевой добычей. Активизировалась Великобритания, возможно, на подходе и Германия. Но пока речь идёт о разведывательном бурении, где особых усилий здесь до настоящего времени не предпринималось даже на острове.

В Литве тем временем «фейл» — Chevron окончательно ушёл из «сланца» в этой стране.

Пока какую-то конкретику можно ждать только из Польши, которая, как считается, является наиболее перспективным в ЕС регионом для сланцевой добычи. Эта страна ещё несколько лет назад в первых рядах начала разведочные бурения. И хотя до сих пор ни одной скважины с коммерчески оправданным притоком газа получить не удалось (или по-простому — бурение скважины обходится дороже, чем объём газа, который можно из неё добыть), Варшава не унимается. Запланировано на новую разведку потратить 1,6 млрд долларов к 2016 году.

Нагрузка на этот раз ляжет на контролируемые государством PGNiG (газовая компания) и PKN Orlen (нефтяная компания), так как иностранные гиганты сбежали из Польши после первых неудач.

Как сообщается, ранее в Польше уже было суммарно пробурено 65 скважин. При оценочной стоимости скважины в 10 млн долларов за 1,6 млрд можно будет пробурить ещё 160 скважин. Так что сланцевые новости из Польши мы ещё получим.

Китай: пересмотр прогнозов

Основной источник дополнительного сланцевого газа в мире за пределами Северной Америки нужно ждать, разумеется, из Китая. Упорство, высокий спрос на газ на фоне растущего импорта, достаточно низкая плотность населения (что снижает проблемы с экологией) говорят в пользу того, что Китай добьётся кое-каких успехов в сланцевом деле. Вопрос — в объёмах.

В начале августа (обратим внимание: вскоре после подписания контракта с «Газпромом») Китай пересмотрел в сторону понижения свой прогноз по добыче сланцевого газа: запланированные к 2020 году 60–100 млрд кубометров в год превратились в 30 млрд.

А что по факту. По итогам прошлого года было добыто 200 млн кубометров сланцевого газа (семикратный рост). Примерно такой же рост (в разы) можно ждать по итогам этого года. Возможно — кратное увеличение добычи мы увидим в 2015 году. Но в дальнейшем воспроизводить такие темпы не получится — по двум причинам.

Во-первых, текущие объёмы обеспечиваются считанными (несколько десятков) скважинами, подготовить которые может считанное число буровых установок. А, к примеру, увеличить число работающих установок с 2 до 10 намного проще, чем с 10 до 50.

Но главное, что сама логика сланцевой добычи такова, что при фиксированном числе буровых добыча сначала растёт стремительно, а потом всё медленнее (если упростить, то сначала бурятся первые скважины, которые дают рост добычи. В дальнейшем же бурением новых скважин приходится компенсировать падение добычи на первых).

Без всякой иронии, заметное достижение китайских компаний: удалось уменьшить стоимость бурения одной скважин с 15 до 10 млн долл., и планируется ещё снижение на 15–20%, то есть до 8 млн. Дальше стремление к средним американским цифрам (4 млн) будет проблематичным, так как залегание сланцевых пластов в КНР в среднем ниже, чем в США. Напомним, что стоимость бурения — ключевой фактор, влияющий на себестоимость добычи.

Внутрикитайское соревнование: CNPC vs Sinopec

Также у Китая остаётся промежуточная цель — 6,5 млрд кубометров к 2015 году, прогноз, который, возможно, и будет реализован. Тем более что в Китае начинается негласное внутреннее соревнование между двумя нефтегазовыми корпорациями за успехи в сланцевой добыче.

Хотя CNPC (главная нефтегазовая госкомпания Китая) несколько лет назад первой взялась за сланцевую добычу (и даже организовала с Shell совместное предприятие), в настоящее время Sinopeс (чья специфика — нефтепереработка) начинает обгонять CNPC.

К окончанию 2015 года Sinopec планирует добывать 5 млрд кубометров в год (пробурив за два года 154 скважины к нескольким десяткам имеющихся), к окончанию 2017 года — 10 млрд. CNPC наметила 2,6 млрд к окончанию 2015 года (таким образом, суммарный внутрикитайский прогноз на 2015 год может быть выполнен). А далее — запланировала обогнать Sinopec по объёмам добычи сланцевого газа.

Обе компании сконцентрировали свои усилия на провинции Сычуань. Но, может быть, главная причина успехов Sinopec в том, что ей повезло — досталось неожиданно удачное месторождение «Фулинь».

«Фулинь — китайский «Марселлус». Что это значит

Напомним, что в марте Sinopec опубликовала пресс-релиз, где упоминались огромные для сланцевой добычи начальные дебиты (производительность) скважин до 550 тыс. кубометров газа. Для сравнения: польские убыточные скважины — это 15 тыс. кубометров в сутки. Но важнее не дебиты одной скважины, а, во-первых, средние значения по серии. Во-вторых — как долго скважины смогут выдавать приемлемый объём газа. И тут уже можно сделать первые обобщения.

В настоящее время (по данным на август) работает 29 сланцевых скважин суммарной производительностью 3,2 млн кубометров в день (или 1,2 млрд кубометров в год в гипотетическом допущении, что число скважин и их производительность останется постоянной). Конечно, добуривать будут. В текущем году запланировано пробурить здесь 40–60 скважин.

Средний дебит скважины из этих данных — 110 тыс. кубометров в сутки, что выглядит неплохо. Ещё лучше выглядят данные по одной из первых скважин — за 500 дней работы её средний дебит составил 60 тыс. кубометров в сутки. То есть скважина уже выдала 30 млн кубометров газа. С ценой (если отталкиваться от стоимости импортируемого топлива) в 400 долл. за тыс. кубометров — на 12 млн долларов, то есть окупила затраты на бурение.

Отметим, что, разумеется, оставляют не все скважины, а только те, в которых есть смысл. А «брака» на начальном этапе довольно много.

Кроме того, критики отмечают, что агрессивные планы китайских компаний по сланцевой добыче именно до 2015 года связаны и с тем, что на период 2012–2015 годов государством установлены заметные субсидии — 0,4 юаня за кубометр (то есть около 65 долларов за тысячу кубометров).

Предпосылки для успеха есть, но делать выводы рановато

С одной стороны, несколько десятков скважин так и не было запущено. С другой стороны, ситуация, когда часть скважин оказываются неудачными, так как фактически идёт разведка, на начальном этапе является нормальной.

Но сейчас мы уже можем зафиксировать: 1) скважины с хорошей производительностью, в том числе работающие в течение длительного времени; 2) снижение стоимости бурения; 3) реально работающие скважины. И по итогам этого года в Китае, вероятно, будет свыше 1 млрд кубометров сланцевой добычи.

Конечно, пока выводы делать рано, так как речь идёт о считанном числе скважин, поэтому сопутствующие убытки (в виде тех же скважин с плохой производительностью) компаниям достаточно просто списать.

Но в любом случае контраст с Польшей и другими европейскими странами — очевиден: первый миллиард кубометров своего сланцевого газа против нуля.