— 25 апреля, 2024 —
 

Зима без реверса. К чему принудит Европу Русская Труба

Продемонстрированные недавно намерения «Газпрома» жестко противостоять т.н. реверсу газа вновь заставляют нас обсудить возможные сценарии газоснабжения зимой — как Украины, так и Европы

Продемонстрированные недавно намерения «Газпрома» жёстко противостоять т.н. реверсу газа вновь заставляют нас обсудить возможные сценарии газоснабжения зимой — как Украины, так и Европы.

Напомним, что на прошлой неделе российская монополия ограничила запросы Польши в части объёмов газовых поставок. Объяснение, которое пытались предложить критики — что это якобы «самодурство» газовой монополии из-за нелюбимых ей реверсов, — оказалось неверным.

Пожалуйста, говорит «Газпром», реэкспортируйте. Если хватит газа. И — урезает поставки до минимально определённых контрактов среднесуточных объёмов. То есть выбрать весь контрактный объём легко. Но для этого нужно летом и зимой закупать примерно одинаковые объёмы газа. А это значит — удваивать мощности европейских газовых хранилищ. Проще было полагаться на добрую волю «Газпрома» и не слишком активно готовить сани летом. Так оно всегда и было. А так как «Газпром», в свою очередь, всегда был заинтересован в росте объёмов продаж, то он готов был взять на себя сезонный манёвр поставок.

Но не сейчас, когда европейские страны таким образом фактически помогают уклоняться Украине от исполнения контрактных обязательств.

Есть ли здесь элемент давления? Конечно. Всё ли в рамках контракта? Да.

И, разумеется, главная европейская альтернатива — СПГ (сжиженный природный газ) — такую сезонность поставки в принципе не может обеспечить. Фактически это по определению прерогатива трубопроводного газа. Эти же сезонные функции, кстати, берут на себя и собственные европейские трубопроводные поставщики — Норвегия и Нидерланды. Просто их газа не хватает на то, чтобы компенсировать российские поставки.

Этот сюжет, разумеется, вносит изменения и в прогнозы прохождения зимнего транзита. А здесь до недавнего времени ситуация выглядела относительно спокойной (что в любом случае не исключало зимних форс-мажоров).

Напомним, почему опять же ещё совсем недавно были основания предполагать, что Киев до последнего будет стараться не изымать газ.

1) В противном случае быструю замену укрГТС на «Южный поток» уже будет не остановить;

2) Стабильный транзит — возможность получать газ по реверсу, объёмы которого после недавнего подключения Словакии стали уже не символическими;

3) Недавнее подключение «Укртрансгаза» к европейской системе учёта газовых потоков делает воровство затруднительным;

4) Опасения испортить отношения с ЕС. Что касается США, то они тоже скорее заинтересованы в стабильном транзите в связи с пунктом 1.

Если же исключить из списка пункт 2, то интерес Киева к своеобразному компромиссу уже не столь велик. Кроме того, если с реверсными поставками и в случае тёплой зимы и затягивания всех поясов Украина ещё могла бы «на пределе» перезимовать без российского газа, то без реверса это становится абсолютно нереальным. А значит — несанкционированный отбор становится безальтернативным.

Понимает, ли это «Газпром»? Разумеется.

Если мысленно вернуться хотя бы на полгода назад, то ещё тогда реверсы были в некотором смысле даже выгодны «Газпрому». На фоне временного тупика в переговорах по цене компания фактически с помощью посредников (реверсов) продавала на Украину дополнительные объёмы газа. Поэтому и ровно год назад, ещё при Януковиче, «Газпром» только слегка ругался, но ничего не делал для ограничения уже работавших реверсов.

Но сейчас ситуация изменилась. И этому две причины.

Во-первых, цитируя одного из постоянных авторов «Однако», «назовём кошку кошкой».

«Газпром» заинтересован в определённых (строго говоря — заметных, но не критичных) проблемах с зимним транзитом газа через Украину. Только таким способом можно «дожать» Евросоюз по «Южному потоку». Но с двумя условиями: нарушения должны быть со стороны Украины, а «Газпром» в свою очередь до последнего будет стараться выполнять все обязательства.

И эта зима — последняя возможность. Стройка уже идёт. «Газпром», судя по некоторым косвенным признакам, готов сначала строить и лишь потом договариваться по доступу ко всем мощностям нового газопровода. А, как мы видим из примера уже несколько лет недозагруженного «Северного потока», задним числом это сделать почти невозможно.

Вторая причина — это текущая политическая ситуация на Украине.

Упрёков в том, что Россия с одной стороны осуждает действия киевских т.н. властей, одновременно помогая им (через долго не прекращавшуюся «бесплатную» закачку газа в ПХГ и др.) было, как мы помним, в начале лета немало. Теперь же, отключая реверс, «Газпром» вынуждает Украину либо:

— расплатиться с Россией по долгам (5 млрд долл.), чтобы получать газ;

— создать серьёзные внутренние проблемы с отоплением в зимний период;

— создать с помощью несанкционированного отбора проблемы европейцам, тем самым снизив внешнюю поддержку.

Все эти факторы вместе или по отдельности в значительной мере ухудшают положение Киева, заставляя его идти на компромиссы по широкой повестке дня.

Операция «Принуждение к аверсу» в результате превращается в уже ставшее классическим «принуждение к миру».

Остаётся понять — насколько последовательно «Газпром» будет придерживаться политики ограничений? Что это — взвешенное долгосрочное решение в рамках комплексной политической задачи или элемент давления (скорее экономического) перед трёхсторонней газовой встречей, намеченной на третью декаду сентября?

Конечно, на какие-то компромиссы придётся пойти, а эффективность всей стратегии, где окажется место и уступкам, можно будет понять по итогам всего отопительного сезона.

Подводя итоги. Наступающая зима важна для «Газпрома» как никогда. Монополии нужно пройти по узкой тропинке. С одной стороны — сохранить европейский рынок и (насколько возможно исходя из общей политической обстановки) доверие европейских импортёров. С другой стороны, реализовать свои функции в рамках политических задач нашей страны в треугольнике Россия-Украина-ЕС. А также — склонить европейцев к строительству «Южного потока» без обременений в виде правил Третьего энергопакета.