— 18 апреля, 2024 —
 

США и нефть: "тактический обвал цен" может не сработать

Возможно, США действительно хотят на пару лет и в «мягком» варианте обвалить цены на нефть, повторив сюжет тридцатилетней давности. Но так просто это сделать не удастся – мир уже не тот

Возможно, США действительно хотят на пару лет и в «мягком» варианте обвалить цены на нефть, повторив сюжет тридцатилетней давности. Но так просто это сделать не удастся — мир уже не тот.

К вопросу цен на нефть мы за последнее время обращались дважды. В конце августа — обсудили объективные причины их снижения.

Второй раз в начале сентября — рассматривая новую энергетическую стратегию США. Где отмечалось, что высокие цены на нефть одинаково необходимы как России, так и США. Нам — по понятным причинам. Им — чтобы через «дорогую» сланцевую добычу обеспечить собственную энергонезависимость.

И хотя стратегически всё по-прежнему именно так и выглядит, последние события на нефтяном рынке ставят вопрос, который было бы неправильно игнорировать. Не хотят ли Штаты сделать небольшой тактический разворот, воспользовавшись пока небольшим, но объективно рыночным снижением для дальнейшего, теперь уже искусственного, продавливания цен вниз. В последние дни цена марки Brent уже составила 97 долл. за баррель, а «главная» американская марка WTI торгуется на уровне 92 долл. за баррель. И почему же это устраивает США?

Дело в том, что пока ещё бурятся самые лучшие участки сланцевых месторождений нефти, себестоимость добычи в среднем всё же пока не дотягивает до 100 долларов, а на наиболее удачных участках добыча нефти укладывается и в 60 долларов за баррель. Правда, тут стоит отметить, что лёгкая сланцевая нефть сейчас продаётся в США даже дешевле WTI, но в любом случае небольшой запас прочности сохраняется.

Да, через несколько лет, по мере ухудшения качества запасов, будет нужно 100 и никак не меньше. Но — не сейчас.

И, конечно, соблазн воспользоваться небольшим временным окном собственных возможностей и через снижение нефтяных цен надавить на Россию появляется вновь, как и тридцать лет назад. Конечно, уже не в разы, а на 10–20 дополнительных долларов к текущим котировкам. Риски для США есть и здесь, о чём ниже, но есть и причина для риска.

Саудовская Аравия: времена меняются

Одним из указаний на то, что в Соединённых Штатах такой тактический ход как минимум рассматривается, можно считать недавний аналитический материал, выпущенный Bank of America. В нём Саудовской Аравии фактически предлагается «помочь Западу» и снизить цены до 85 долл. за баррель в обмен на поддержку в борьбе с ИГИЛ.

Но королевство уже не то, что тридцать лет назад. И возражений тут несколько.

Во-первых, цена нефти, обеспечивающая бездефицитность бюджета КСА (основной целевой показатель, на который должна ориентироваться страна), составляет уже 90 долларов за баррель и продолжит рост, что в будущем может привести даже к бюджетному дефициту. Саудовская Аравия уже вынуждена сокращать госрасходы, что в условиях «арабских вёсен» делать не очень правильно.

В результате пока мы видим обратный процесс. В августе добыча нефти в КСА даже снизилась на 0,4 млн баррелей в день (с 10 млн до 9,6 млн баррелей).

Тут следует отметить, что в Саудовской Аравии высок летний спрос на электроэнергию, вызванный активным кондиционированием. Для генерации электричества приходится использовать дополнительные объёмы нефтепродуктов. В результате летний спрос на нефть обычно превышает зимний на 500 тыс. баррелей в день.

Поэтому снижение добычи здесь скорее отражает снижение собственного спроса, в то время как экспортные объёмы останутся на прежнем уровне. Но и это — показатель, так как в противном случае, на фоне падения собственного потребления, экспорт бы вырос и привёл к ещё большому снижению нефтяных котировок.

Во-вторых, вероятно уже существуют естественные ограничения добычи, где максимальный уровень — 10 млн баррелей в день, которые мы время от времени наблюдаем, выше него уже десятилетия добыча не поднималась.

В-третьих, в средне- и долгосрочном плане страна будет потреблять всё больше и больше энергоносителей для собственных нужд. А потому — в планах «атомная» программа и развитие солнечной энергетики, чтобы хоть как-то ограничить внутренний спрос на нефтепродукты.

Поэтому, как представляется, сейчас США разумней присмотреться к другим странам Ближнего и Среднего Востока.

Ближний Восток: управляемый хаос превращается в неуправляемый

И в первую очередь — это Иран и Ирак, где действительно остались заметные запасы дешёвой в добыче нефти, выход на рынок которой затруднён из-за режима санкций (в первом случае) или из-за нестабильной обстановки (во втором).

Правда, обе страны входят в ОПЕК, которая пока не видит необходимости в корректировках объёма собственного предложения (это 30 млн баррелей в день). Хотя, возможно, это связано с тем, что сторонам просто не удалось договориться о снижении квот. Следующая встреча намечена на 27 ноября.

С другой стороны, те страны ОПЕК, которым из-за военно-политических причин в прошлом не удавалось полностью реализовать свой экспортный потенциал, настаивают на непропорциональном увеличении своей доли в экспорте в настоящее время, что при определённых условиях может разрушить систему квотирования ОПЕК.

Одновременно бросается в глаза, что августовское снижение цены происходило на фоне роста поставок из Ливии, обусловленного появлением соответствующих договорённостей между группировками. Поучаствовали ли в достижении этих договорённостей внешние силы, остаётся под вопросом.

В идеале США, вероятно, стремятся к схеме, когда через контроль за ближневосточной напряжённостью (и, соответственно, через регулирование таким образом уровня нефтяного экспорта) можно будет получать необходимый уровень мировых нефтяных цен. Который, в свою очередь, будет рассчитываться исходя из планки, обеспечивающей рост внутренней добычи, а также собственного видения международных процессов.

Но ясно и то, что эта схема не может работать как часы: бывают и непредвиденные обстоятельства, а управляемый хаос становится неуправляемым, как это мы, похоже, видим уже сейчас.

США: какова необходимая минимальная цена?

А что же в самих США? Как отразится нынешнее снижение цен на внутренней добыче (пока можно ожидать в первую очередь снижение темпов роста)? Сказать сейчас уверенно этого не может никто. Конкретные цифры по (возможно) скорректировавшимся объёмам добычи можно будет увидеть через несколько месяцев из-за очевидной инерции процессов.

Сейчас, правда, разумно посмотреть на «опережающий индикатор» добычи — темпов бурения на нефть, то есть число работающих буровых. Эти данные в еженедельном режиме предоставляет сервисная компания Baker Hughes.

И если около месяца назад был зафиксирован скачок в сторону заметного уменьшения числа буровых (тогда число работающих установок резко сократилось на 25 единиц до отметки 1564, что можно было бы объяснить ответом на снижение цен), то сейчас ситуация выправилась, и даже продолжился рост. На нефть бурили уже 1592 установки на 12 сентября, и 1601 на 19 сентября.

Так что пока приходится признать, что снижение нефтяных котировок скорее не влияет на темпы движения страны к энергетической независимости.

Кроме того, нужно помнить, что пока Штаты остаются и импортёром нефти (чистый импорт около 6 млн баррелей в день). При допущении, что текущее снижение цен не повлияет на темпы американской добычи, падение котировок 10% даёт выигрыш в торговом балансе, эквивалентный 0,6 млн баррелей нефти в день дополнительной собственной добычи.

На эту картину накладывается ситуация с пока запрещённым экспортом нефти из США, что делает внутренние цены несколько ниже мировых. Разрешение на экспорт несколько повысит внутренние котировки, тем самым стимулируя рост объёмов добычи.

Поводов для паники нет, но понаблюдать нужно

Как видно из вышесказанного, причин для того, чтобы такой тактический план США не сработал, достаточно много. Крупные нефтедобытчики готовы отстаивать планку в 100 долл. за баррель, а ситуация в Ираке выходит из-под контроля. Расчёт себестоимости сланцевой добычи в США тоже не так однозначен на фоне того, как многие добывающие компании так и не могут стать устойчиво прибыльными. И, конечно, снижение цен остановит работы на наиболее сложных в добыче месторождениях.

И здесь нужно в первую очередь приглядеться к динамике работающих в США буровых (её можно посмотреть здесь), хотя с учётом флуктуаций какие-то выводы можно сделать только по итогам месяца, а лучше — нескольких.

Но готовиться всегда желательно к наиболее проблемному развитию процессов. Поэтому, как представляется, сопоставлять дальнейшее развитие описанных сюжетов с гипотетическим, но вероятным интересом США во временном снижении нефтяных цен было бы полезно.