— 28 мара, 2024 —
 

Польский "сланец": как искали газ, а нашли легкую нефть

Пропорции между газом и нефтью зависят от многих параметров и могут сильно варьироваться в пределах месторождения, поэтому следует применять оценку в баррелях нефтяного эквивалента

Компания 3Legs Resources, которая занимается разработкой сланцевого газа в Польше, недавно опубликовала пресс-релиз с данными по тестам скважины Lublewo LEP-1ST1H. Многие информационные агентства уже осветили данные как неудачи, но, как нам кажется, на новости стоит остановиться подробнее. Почему такое внимание уделено лишь одной тестовой скважине? Просто потому что тестовых скважин на сланцевый газ в Польше единицы: у компании 3Legs Resources, которая считалась наиболее перспективной, их всего три за несколько лет и судить о ситуации приходится буквально по отдельным скважинам.

Чтобы иметь возможность оценить ситуацию, стоит перейти к конкретным данным, а они таковы: средняя суточная добыча с 8 августа по 17 сентября составила 232 барреля нефтяного эквивалента, что немного. Несмотря на то, что планировали получить на скважине именно газ, в основном была лёгкая нефть. Компания оценила эти результаты как некоммерческие и приняла решение прекратить усилия. Пропорции между газом и нефтью зависят от многих параметров и могут сильно варьироваться в пределах месторождения, поэтому следует применять оценку в баррелях нефтяного эквивалента. В любом случае, меньшая доля газа в добыче не делает скважину менее привлекательной, особенно с учетом того, что нефть сейчас дороже газа в пересчете на теплотворную способность.

С одной стороны, слабые данные действительно говорят не в пользу промышленной добычи сланцевого газа в Польше - и так немного желающих заниматься разведкой, не говоря уже о добыче. И проблема не в высокой доле нефти в этой конкретной скважине, а в нерентабельности добычи. Поэтому можно утверждать с высокой вероятностью, что до 2020-го никакого “сланцевого чуда” как в США в Польше не будет.

Тем не менее, начальный дебит в 232 барреля нефтяного эквивалента - это, на удивление, неплохое значение по меркам сланцевых скважин. Для сравнения, на месторождении “Баккен” нефти низкопроницаемых коллекторов (так называемой “сланцевой”) начальные дебиты составляют около 450 баррелей в день. На месторождении Игл-Форд - порядка 500 баррелей нефтяного эквивалента (а несколько лет назад в разы меньше). Вроде бы больше. Но начальные дебиты стоит сравнивать, не забывая и о длине горизонтального ствола скважины - чем он длиннее, тем дебиты пропорционально больше, а скважина, аналогично, дороже. На скважине компании 3Legs Resources длина горизонтального ствола составляет полтора километра, примерно как среднее значение на Игл-Форде, но зато короче типичных скважин “Баккена” в два раза (там это около трёх километров).

Поэтому, стоит сделать два вывода:

1.​ Технологически, добыча “сланцев” в Польше, в целом, эквивалентна США и проблем с ней нет. Пока непонятен момент с соотношением газ/нефть, но он, в плане энергоресурсов, не несёт в себе проблем. При этом стоит сделать скидку на то, что на первых скважинах (как в случае обсуждаемой) технологии только подбираются и обкатываются.

2.​ Экономическая сторона вопроса сильно хромает. Скорее всего, скважина получилась столь нерентабельной не по причине плохих результатов конкретно добычи, а по причине высокой стоимости скважины, которая обусловлена неразвитостью польского сектора добычи углеводородов. В США скважины показывают аналогичные результаты и при этом имеют хорошую себестоимость в $60-75 за баррель

“Сланцевые” месторождения обладают рядом принципиальных отличий - углеводороды содержатся во всём пласте и они не скапливаются в одном месте (“ловушке”), как на традиционных месторождениях. Поэтому они, обычно, более однородны, имеют бОльшие запасы и вероятность того, что скважина уникальна и больше таких хороших не будет - мала. Поэтому следует исходить из того, что это “средняя” скважина.

Итог таков, что в среднесрочной перспективе результаты действительно плохие, а в долгосрочной их можно рассматривать как относительно позитивные - скважина показала приемлемые значения добычи и польское “сланцевое чудо” отныне перестало упираться в технологические факторы, а лишь в экономические, которые решаемы при подходящих амбициях и экономической ситуации.