— 19 апреля, 2024 —
 
На экранах

​Колесо культуры. Во что Россия превратила "Капитал-шоу"

Русская культура нетороплива. Она принимает новое не спеша, без суеты осматривает со всех сторон, любуется, смотрит на свет, а потом перемалывает в пыль

На днях, включив телевизор, испытал самый настоящий культурный шок. После чорт знает какого перерыва, наткнулся на программу «Поле чудес». Мне казалось, её уже давно нет. Думал, она растворилась в прошлом, как очереди в Макдональдс, легла культурным слоем вместе с пейджерами и мобильниками-кирпичами. Оказалось, что жива ещё. Но примечательно даже не это, а то, чем она стала. За почти пятнадцать лет существования «Поле чудес» окончательно превратилась в программу-смотр народного творчества, передачу приветов и подарков в известный музей. Постойте, но ведь задумывалось всё совсем не так! Я помню, как в 1990 году отец торжественно сообщил мне, что сегодня вечером будут показывать новую передачу «Поле чудес» с Владиславом Листьевым. И мы собрались тем вечером у экрана всей семьёй. Этот блеск до сих пор стоит у меня перед глазами: «Призы для нашей игры предоставили: американские фирмы ВиЭндДи и Кока-Кола, латвийская фирма Дзинтарс, Всесоюзный центр по товарам и услугам Министерства металлургии СССР и Московское центральное объединение оптовой торговли сувенирами». Это было настоящее «капитал-шоу». Казалось, что вся жизнь вокруг нас скоро станет сплошным «капитал-шоу», барабаном, с расставленными в случайном порядке призами.
…Не стала. И в преображении передачи «Поле чудес» - клоне знаменитого американского шоу «Колесо фортуны», в полной мере проявилась обволакивающая сила русской культуры. Мы быстро отказались от призов – они нам не интересны. Нам не интересно «капитал-шоу», куда ценнее для нас возможность показать себя, возможность дарить самим, а не получать. Мы готовы проехать пять тысяч километров, чтобы раз улыбнуться в камеру и передать привет маме, живущей с нами в одной квартире. Оставьте свои фены, тостеры и соковыжималки себе – возьмите у нас кусочек нашей души, вложенный в неказистую поделку, банку малосольных огурцов или стихотворение.
Русская культура нетороплива. Она принимает новое не спеша, без суеты осматривает со всех сторон, любуется, смотрит на свет, а потом перемалывает в пыль, смешивая с тысячелетним наследием, тоже когда-то бывшим новым и любопытным. Это величественный и могучий механизм, который ни сломать, ни переделать, ни остановить. Пока это так – мы живы и «дай нам Бог».