— 19 апреля, 2024 —
 
На экранах

Звёздный дауншифтинг как угроза. К фильму "Интерстеллар"

По факту мы имеем довольно ясный сигнал от передовой цивилизации: все "Космические одиссеи" - это на тот случай, если понадобится где-то срочно уходить в дауншифтинг и начинать заново. Острие науки и средоточие мечтаний граждан сейчас должно быть не там.

Уважаемые читатели! Все мы прекрасно знаем, из-за чего человечество может начать строить межпланетные корабли и стремиться к новым мирам.

1) Если перестанет родить кукуруза и начнётся голод.

2) Если перестанет греть Солнце и начнётся холод.

3) Если Солнце взорвётся и уничтожит Землю.

4) Если мы окончательно испортим свою экологию.

5) Если где-то там в Космосе есть лекарство от смерти.

Когда-то давно, лет сорок назад, были ещё две мотивации: извечное человеческое стремление к непознанному и к освоению новых пространств, а также поиск других разумных рас. Вся фантастика была о познании, вся фантастика была о попытке объять Вселенную человеческим умом и найти себе каких-нибудь друзей.

Но эта мотивация устарела. Если вам интересно, почему – давайте об этом поговорим.

…На всякий случай: я ничего не выдумал. Вся фантастика последнего десятилетия в качестве единственного мотива для космической экспансии изображает бегство с некачественной Земли.

Валли. Пекло. Знание. Пандорум. Прометей. Аватар. Из новенького - Интерстеллар.

(Я бы с радостью привёл какие-нибудь отечественные примеры, но у нас про научную фантастику вообще забыли, что вообще-то говорит о глубине той деградационной травмы, которую нанесла российскому обществу десоветизация).

Это в далёком 1968-м естественным поводом для снаряжения экспедиции «Космической одиссеи» казалось обнаружение загадочного артефакта на Луне. Это в далёком 1973-м для отправки к Альфе Кассиопеи достаточно было получить сигнал от неизвестной разумной расы. Это в далёком 1967 звездолёт «Тантра» просто летит исследовать очередной сектор пространства и всё тут.

Во многом это было связано с тем, что державы мира тогда действительно всёрьёз планировали в ближайшее время колонизировать по меньшей мере Солнечную Систему. С тем, что на Луне к началу XXI века будут обитаемые станции, 50 лет назад вообще никто в здравом уме не спорил.

Сейчас всё по-взрослому. 

Самое занятное, что главный герой "Интерстеллара", отставной пилот НАСА, в одной из первых сцен аргументирует необходимость космических исследований именно их потенциальной полезностью, сравнивая их с аппаратом МРТ.

По факту мы имеем довольно ясный сигнал от передовой цивилизации: все "Космические одиссеи" - это на тот случай, если понадобится где-то срочно уходить в дауншифтинг и начинать заново. Острие науки и средоточие мечтаний граждан сейчас должно быть не там.

Вопрос о том, где оно должно быть, кстати, довольно затруднён. Ещё лет пять назад можно было сказать, что гражданам позволено мечтать о продлении жизни (вампирские подростковые саги). Сейчас такого не скажешь. Если исходить из коммерчески суперуспешных не-реалистических фильмов последнего, скажем, года (а реалистических среди них вообще нет) - то граждане вообще не должны мечтать ни о чём. Ибо вся первая десятка кассовых сборов - впрочем, по сравнению с прежними годами довольно дохлых - это чьи-то уморительно смешные приключения. Начиная говорящими енотами в "Стражах Галактики" (это чистое фэнтези, никакой галактики там нет) и заканчивая говорящими черепашками в одноимённых ниндзя. 

Если допустить, что фантастика есть отображение цивилизационных установок - то придётся констатировать: передовая цивилизация планеты Земля в данный момент своим гражданам ничего такого в грядущем не обещает. Если, конечно, не считать бесконечную сагу о суперлюдях с суперсилой и суперскоростью - большим рекламным роликом скорых успехов в биотехнологиях.

...Впрочем, некоторые продолжают мечтать по старинке. Например, фантастический фильм 2011 года производства КНР называется просто и без затей: "Мечта о Космосе". 

Хотя тот факт, что портрет Гагарина в этой китайской картине появляется чаще, чем во всём отечественном фантастическом кино последних 20 лет - наводит на мысли. Лично мне в этой почтительной демонстрации видится заявленная готовность принять Гагарина как символ из рук предшественников и с честью его нести. 

Вопрос в том, желаем ли мы его передать.