— 18 апреля, 2024 —
 
Книжная папка

История успеха по-русски. Что написал нашим детям полярник Ушаков

Что такое сегодня книги великого советского полярника, исследователя Арктики Георгия Алексеевича Ушакова.

…Тут так уж случилось, что я в последнее время испытал довольно неожиданный «личный дефицит», - дефицит чтения, которое принято считать «легким»: чтения, не требующего от читателя «со-творчества». Которое, безусловно, не способствует «отдыху» и, не менее безусловно, требуется при соприкосновении с серьезной литературой.

В чтении и, кстати, написании подобного рода «легких» текстов нет ничего постыдного и плохого. Более того, фактически все мировые шедевры, от «Гамлета» до литературы сегодняшних дней, сочетают в себе черты и «легкого» и «трудного» жанров и комбинируют их: тот же – кто бы поспорил – великий Федор Михайлович Достоевский вообще работал в жанре, который с легкостью по внешним признакам можно отнести к «детективному».

Но это – так, предисловие.

Так вот, решил возникшую было проблему частного характера я довольно просто: за счет позабытой в последнее время советской документалистики и мемуаристики. О чем вообще ни капли не жалею: если отвлечься от неизбежных вкраплений идеологии это вообще гигантский, глубокий и безумно интересный культурный пласт не просто живых свидетельств загадочной для наших современников эпохи – это еще и безумно интересное чтиво, буквально переполненное настоящими, не придуманными что называется «путешествиями и приключениями».

Вот так на моем «столе» и оказались в том числе и книги великого советского полярника, исследователя Арктики Георгия Алексеевича Ушакова. Их, собственно говоря, всего две: «Остров метелей», о первой колонизации островов Врангеля и Геральда, где Георгий Алексеевич был первым русским советским комендантом и начальником экспедиции. И «По нехоженой земле», об исследовании архипелага Северная Земля, на котором экспедиция Ушакова была вообще первой: до него на эту землю и вправду никто не ступал.

Обе эти книги я, помню, с огромным удовольствием читал в счастливом пионерском детстве, и тем интереснее было их перечитывать сейчас, в возрасте довольно, скажем так, довольно зрелом, глазами матерого, пожившего уже мужика и сравнивать, так сказать, впечатления.

Хотите, кстати, первое?

Я именно «впечатление» имею в виду.

Помните знаменитую «Балладу о гвоздях» ничуть не менее советского, чем Георгий Алексеевич Ушаков поэта Николая Тихонова?!

Ну, там, где «гвозди бы делать из этих людей»?!

Так вот.

«Делать» из этих людей «гвозди» было бы, с моей нынешней точки зрения, совершенно ненужным и бессмысленным, если не сказать «преступным» расходованием воистину драгоценного человеческого материала.

Вот вам, к примеру, всего одна, иллюстрирующая это «качество» «картинка с выставки»: Ушаков с товарищем охотятся на моржа. Не для удовольствия, разумеется: надо чем-то кормить собак, если собаки погибнут с голоду это может обернуться не просто срывом исследовательских планов, но и, возможно, гибелью первой советской колонии на жутком по своим климатическим особенностям острове Врангеля. А этого допустить никак нельзя: на остров активно претендуют наши «заклятые партнеры» британцы с американцами: там, мало того, что великолепные промысловые условия, но еще и очень удачная точка для оборудования стационарного аэропорта для самолетов и дирижаблей.

Итак, - охота.

Сначала люди пятьсот метров ползут по тонкому льду, раза по три каждый проваливаясь в ледяные полыньи. Это – при весьма серьезной минусовой температуре, на секундочку. Доползают. Есть досадная помеха: наглухо закоченевшие пальцы отказываются сгибаться при нажатии спускового крючка.

Отогревают пальцы дыханием.

Убивают зверя.

Свежуют.

Волоком тащут на берег тяжеленную тушу, снова оступаясь и проваливаясь в ледяную воду: но уже радостно, со смехом: задача-то выполнена. Единственное неудобство при этом, которое Георгий Алексеевич упоминает, это то, что одежда вся наглухо заледенела, естественно, и «очень сильно кололась»…

…Ну?!

И какие тут, на фиг, «гвозди»?!

Я, вот, знаете, не комнатный городской мальчик, прошел и повидал в этой жизни многое: и «горячие точки», и экстремальные северные рыбалки, которыми искренне увлекаюсь, у меня неплохая физическая форма, опыт и весьма специфическая подготовка, но я хочу сказать честно и трезво: я бы, наверное, - сдох.

А отправится вчетвером (!) на несколько лет на нехоженый и неизвестный никому архипелаг Северная Земля?! Без «вспомогательных партий» (аксиомная вещь для любых полярных исследований: заброска и складирование подобного рода «партиями» продовольствия непосредственно для самой исследовательской экспедиции), без готовых прийти на помощь морских судов. Чтобы было понятно – это полторы тысячи километров на собаках по прямой только в одну сторону. Описать ее подробнейшим образом и географически, и геологически, и с честью и без потерь вернуться назад, - это, вообще, как, думаете, нормально?!

По мне так – где-то и за гранью человеческих возможностей.

Однако эти вот люди – жили именно так. И не считали подобный вот образ жизни чем-то уж совсем запредельным и сверхъестественным…

…Георгий Алексеевич вообще, кстати, был со всех точек зрения вполне реальным и вполне успешным по любым, не только советским меркам человеком. Сделал, как сейчас сказали бы, совершенно блистательную карьеру: мальчишка из таежной дальневосточной семьи, тянувшийся к образованию и живший в ночлежке чтобы учится в ремесленном училище (он, кстати, всю жизнь был благодарен Советской власти уже хотя бы за выделенную ему стипендию, благодаря которой ему удалось закончить среднюю школу). «Мальчишка на побегушках» в экспедиции великого русского путешественника В.К.Арсеньева. Первый «красный комендант» островов Врангеля и Геральда. Первый исследователь архипелага Северная Земля, открывший пролив Шокальского и нашедший там богатейшее месторождение оловянных руд. Уполномоченный правительственной комиссии по спасению экипажа и пассажиров «Челюскина», руководитель Первой Высокоширотной экспедиции, доказавший возможность и экономическую целесообразность Северного морского пути. Первооткрыватель острова своего имени – острова Ушакова. Первый руководитель – и во многом создатель – Гидрометслужбы СССР, один из основателей Института океанологии АН СССР, инициатор, кстати, создания знаменитого исследовательского судна «Витязь», доктор географических наук.

«Гвозди», говорите?!

Ага…

…Тут ведь вот еще что важно.

Почему эти ушаковские книги (и не только их: Георгий Александрович, при всем моем колоссальном уважении не был человеком уж совсем для тех времен уникальным), я так думаю очень важно обязательно давать к прочтению. Причем, в том самом тинейджерском возрасте, в которых их впервые открыл я, - и особенно в наши дни. Вовсе даже и не потому, что они, помимо всего прочего, еще и прекрасно и весьма увлекательно написаны и обязательно будут интересны любому вменяемому подростку. Просто молодые парни и девчонки еще и должны понимать, что успешному человеку вовсе не обязательно начинать «со сборки компьютеров в гараже». И что по-настоящему «успешный человек» вовсе не обязательно должен сначала стать миллиардером, а потом, по возможности, совершить или не совершить прилюдный каминг-аут.

Нет, - я ничего не имею против миллиардеров.

Но это – только частный случай.

А чаще всего по-настоящему успешными людьми – становятся именно так. Да и, наверное, ни один, при всем уважении, Стив Джобс не может похвастать тем, что его именем назван мыс на острове Врангеля, река на Северной Земле, остров в Карском море и горы на Земле Эндбери в Антарктиде.

Вот.