— 19 апреля, 2024 —
 

Новости американского сланца: нефтедобыча держится на инерции, газ ждут проблемы

Несмотря на стремительное снижение нефтяных цен, сланцевая добыча нефти не сдается. По крайней мере – пока

Несмотря на стремительное снижение нефтяных цен, сланцевая добыча нефти не сдаётся. По крайней мере — пока. На динамику добычи смотреть в любом случае рановато, а потому весь интерес прикован к работе буровых установок, которые и определяют объёмы добычи с лагом в пару месяцев. Но по итогам прошедшей недели число буровых установок, проводящих работы на суше снизилось всего на 3 единицы (а за счёт роста шельфового бурения суммарное число даже выросло).

Напомним, что наибольший интерес представляют три месторождения (сланцевых плея), которые в сумме дают 88% всей добычи сланцевой нефти. Это Eagle Ford (–5 буровых), Bakken (–2) и Permian (+1).

Чем интересен Eagle Ford, мы уже недавно рассматривали. Вкратце — это месторождение считается одним из самых дешёвых по себестоимости добычи. В то же время оно в заметной степени разбурено, и именно здесь падение добычи может начаться быстрее всего. И если исход буровых с месторождения состоится, это будет означать, что фактор sweet spots — когда сначала выбираются лучшие места для бурения (и этим обуславливается приемлемая рентабельность сланцевой добычи) — действительно вскоре может создать трудности и для других месторождений.

Permian очень неоднородный, и хотя в целом он достаточно сложный и дорогой в разработке, некоторые участки оказываются выгодными для бурения даже при низких ценах.

Почему на Bakken нефть уже по 50

В данном материале остановимся поподробней на Bakken. У него своя особенность. Дело в том, что Eagle Ford и Permian находятся в Техасе, то есть рядом с крупными НПЗ и в регионе с развитой инфраструктурой. В результате затраты на доставку нефти оказываются невелики.

Напротив, Bakken находится на выселках, в штате Северная Дакота на границе с Канадой. При этом трубопроводами транспортируется менее половины всей добываемой нефти, оставшаяся часть — грузовиками и железнодорожным транспортом. Это определяет значительные транспортные расходы до центров потребления этой нефти (они оцениваются в 10–15 долл. за баррель).

Напомним текущие цены на нефтяном рынке. Если Brent находится на уровне 70 долл. за баррель, то главный американский сорт WTI сейчас на 3 долл. дешевле — то есть 67. Но лёгкие «сланцевые» сорта нефти в США сейчас ещё на 2–3 доллара дешевле, чем WTI (связано с избытком этих сортов на фоне запрета экспорта) — получаем 64–65 долл. за баррель. Доставка с месторождения Bakken до НПЗ на побережье обходится в 15 долл. — в результате стоимость сланцевой нефти Bakken на скважине — это уже 50 долл. за баррель (для сравнения, для Eagle Ford цена на скважине — свыше 60 долл. за баррель).

Таким образом, фактор транспортных расходов оказывает дополнительное давление на сланцевую добычу, а потому некоторые наблюдатели ожидают ухода буровых в регионы с более развитой инфраструктурой.

Но с чего мы начали материал: пока мы не видим серьёзного влияния на объёмы бурения (ни на одном месторождении). Ведь напомним, свыше 1500 установок на нефть работает сейчас суммарно в США. И здесь объяснением может быть определённая инерция процесса, связанная с уже заключёнными контрактами и т.д.

Разрешения на бурение: более оперативный, но не точный индикатор

В связи с этим интересен ещё один показатель, информация о котором недавно появилась в СМИ. Это число разрешений на бурение новых скважин, где снижение составило 40% — 4520 в ноябре против 7227 в октябре.

Согласно комментариям главы Drilling Info, предоставившей информацию, уменьшение числа выданных разрешений будет соответствовать снижению числа работающих буровых через два месяца (то есть добыча отреагирует суммарно месяца через четыре).

В то же время стоит отметить, что приведённые цифры по разрешениям на бурение значительно превышают объёмы бурения. Это означает, что компании в некоторых случаях запасаются разрешениями впрок, не всегда используя их. А значит, именно 40%-ного падения числа работающих буровых через два месяца, к сожалению, мы можем и не увидеть.

Подытоживая: только через пару месяцев мы сможем понять, почему сланцевая добыча так вяло реагирует на снижение нефтяных котировок: в какой степени это инерция, а в какой — действительно неплохая рентабельность на некоторых участках.

Сланцевый газ: критика выходит на новый уровень

Тем временем для добычи сланцевого газа появился новый прогноз, расходящийся со многими официальными оценками. На четырёх крупнейших месторождениях прогнозируется падение добычи после 2020 года. Для сравнения, официальные оценки предполагают рост, который фактически будет ограничиваться только спросом. Аргументация у критиков всё та же — сейчас бурятся лучшие участки, и официальные оценки игнорируют этот факт в своей методологии.

С формальной точки зрения, нового здесь немного. О проблеме sweet spots, то есть бурении лучших участков, с самого начала развития сланцевой добычи говорили все критики этой технологии. И скажем прямо: фактор sweet spots — это единственное, что может остановить «победное шествие» сланцевой добычи газа по североамериканскому континенту.

Чем же примечателен новый прогноз? Дело в том, что ранее многие из критиков сланцевой добычи часто рассматривались как полумаргинальные исследователи.

И совсем другое дело — материал в Nature (а именно в этом журнале опубликованы новые оценки). Это, без преувеличения, самый уважаемый и цитируемый в мире журнал по точным наукам, журнал, дорожащий своей репутацией. (Отметим, точности ради, что в журнале представлена не научная статья, а популярный «новостной» материал, но со ссылками на научные публикации авторов в другом авторитетном издании — PNAS) Таким образом, проблема sweet spots вышла совсем на другой уровень обсуждения.

Со своей стороны отметим, что говорить о качестве участков и прогнозах было бы правильней в связке с себестоимостью добычи. И пока запас прочности по внутриамериканской цене на газ (4 долл. за млн БТЕ против 10–12 на мировых рынках) позволяет продолжать разработку сланцевых месторождений, если средняя производительность скважин упадёт в 2,5 раза. Поэтому даже если умеренно-негативный прогноз реализуется, себя газом США обеспечат. Вот только об экспорте СПГ в таком случае можно будет забыть.