— 23 апреля, 2024 —
 
Жизненно

Им просто не нравится свобода. К битве эльфов с орками в русском интернете

Холивар с «Оком Саурона» заставляет вспомнить простую вещь: ни орки, ни эльфы у Дж. Р. Р. Толкина не являются высшими существами. И те и другие, в отличие от людей, лишены свободы воли

…Совершенно немыслимый холивар с «Оком Саурона», случившийся в Москве, (помимо весьма резонных вопросов чисто медицинского характера относительно психического самочувствия участвовавших сторон) вольно или невольно поставил ряд вопросов и чисто мировоззренческого характера. Просто хотя бы потому, что мы все прекрасно знаем, допустим, о «весенних и осенних обострениях» у граждан с подвижной психикой. Но это не отменяет необходимости для профильных специалистов изучать именно «подвижность психики», а не философствовать насчет вечной смены времен года.

Ибо философствовать, особенно в обществе теплого мохнатого пледа и бокала хорошего вина, безусловно, приятнее, но вряд ли безопаснее: особенно если скоро будет очередная весна и надо выходить на улицу.

Итак.

Для начала вернемся к первоисточнику: в Москве должна была стартовать премьера финальной части трилогии «Хоббит», которую некая творческая группа «Свечение» решила то ли поприветствовать, то ли, откровенно говоря, отрекламировать «Оком саурона» на крыше одного из зданий в Москва-Сити.

Реклама, собственно говоря, удалась по любому: «Хоббит» собрал 2,5 млн. долларов в первый же день проката в России, с чем мы его и поздравляем, но в дальнейшем вовзвращаться к обсуждению самой франшизы не намерены. Ибо она имеет к происходящему точно такое же отношение, как «арт-объект Око Саурона над Москвой» к самому «Хоббиту»: т.е., собственно говоря, никакого.

Тут интереснее другое: «разрешить», «запретить», «невинная акция фанатов», «Москва – Цитадель Зла», «да орки мы, да азиаты мы», «нет эльфы мы, нет европейцы мы», «запретить вместе с книгами Толкиена» и прочая прогрессирующая шизофрения.

Тут даже дошло до того, что в дело вынуждена была вмешаться РПЦ. Впрочем – это своего рода долг православной церкви: врачевать и утешать страждущих, даже если им больше нужна качественная психиатрическая помощь.

Не в этом дело.

Если обратиться, так сказать, к «первоисточнику первоисточника» и вспомнить, что и «Хоббит» и «Властелин колец» (The Lord of the Rings, если в оригинале) это не столько фильм Питера Джексона, сколько роман-эпопея профессора Оксфордского университета Джона Рональда Руэла Толкина – то многие вопросы при «выборе светлого эльфийского меча» или «кривого оркского ятагана» могут исчезнуть не только у фанатов эпопеи. Но и у части поклонников, что «светлого эльфизма», что «темного оркизма», в российской публичной политике.

Тут ведь все просто.

Эпопею Толкина неслучайно считают «самой христианской фэнтези в мире»: и дело тут даже не в том, что сам господин профессор был необычайно набожным и богословски-образованным человеком.

Всё дело в том, что все они, несмотря на весь соответствующий антураж – и «грозные прекрасные светлые эльфы», и «грязные орки» - суть существа не «высшие», а как раз именно «низшие». Лишенные не только «бессмертной души», но и такого её проявления, как свобода воли. И именно поэтому они так и «привязаны к одному из начал» и «не могут изменить природе своей».

И именно, кстати, по этой самой причине, согласно профессору и в полном соответствии с библейскими толкованиями и символикой, «землю наследуют» не они – не «эльфы» и не «орки», а совсем-совсем другие существа, «подлинные Дети творца», и бессмертной душой и свободой воли по природе своей наделенные.

Мы. Люди.

…А это всё означает, что воображать себя любыми низшими существами из вселенной британского филолога человеку стыдно. Что современнику Толкина, что нашему современнику. Ибо, орком вы хотите стать или эльфом, — вам явно не нравится свобода воли.