— 19 апреля, 2024 —
 
Жизненно

О культурном мейнстриме и других заповедниках гоблинов в отечественной культуре

Надо для начала честно признать, что с государственной политикой в области культуры у нас все еще даже хуже, чем с государственной политикой в области экономики.

…На самом деле, несмотря на то, что мне, в общем, нравится то, что делает нынешний министр культуры, - особенно по сравнению со своими, Господи прости, предшественниками, - переходя на уровень конкретики понимаешь, что этого, как минимум, недостаточно.

И дело тут отнюдь не в персоналиях.

Просто невозможно куда-то плыть, если в бассейн не налита вода. Как и невозможно куда-то двигаться, размахивая конечностями в пустоте.

Попробую пояснить.

Во-первых, надо для начала честно признать, что с государственной политикой в области культуры у нас все еще даже хуже, чем с государственной политикой в области экономики. То есть её не то чтобы нет. Но вся её относительно вменяемая часть связана исключительно с охраной культурного наследия.

Что происходит в рамках, так сказать, «текущего культурного процесса» - вообще с позиций стороннего наблюдателя (меня, в частности) есть одна большая загадка.

Вот, к примеру, этот совершенно чудовищный «Артдокфест», которому совершенно справедливо было отказано в государственном финансировании.

Еще раз – правильно было отказано, ибо со стороны государство финансирующее подобного рода шабаши больше похоже на человека, оплачивающего услуги своего собственного киллера: это как бы понятно.

Но отказать-то – это, ребят, мало.

А у государства и общества какая-нибудь альтернатива этому безобразию, простите, есть?!

Ну, может, конечно, и есть.

Но даже если я, человек профессионально «приглядывающий за процессом», об этом достойном мероприятии ничего не слышал…

…Поэтому грядущее обсуждение аж на заседании Госсовета и президентского совета по культуре проекта «Основ культурной политики», разработанный рабочей группой во главе с Сергеем Борисовичем Ивановым и совершенно справедливо охарактеризованный «на уровне задач» как «остановка культурной деградации общества» - он не просто «своевременен», как говорил товарищ Ленин об одной книжке товарища Алексея Максимовича Горького.

Он, как бы это помягче, - боюсь как бы лет эдак на двадцать – и не опоздал…

…Но это еще ладно.

Существует, по крайней мере, одна, область русской культуры, до которой не дотягиваются не только никакие «основы» - ею даже Министерство культуры совершенно официально не занимается. Нет, ходят такие слухи, что нынешнему министру предлагали, так сказать, «включить», но тут даже он отказался: ищите сумасшедших все-таки где-нибудь немного на другой стороне.

И, вы будете смеяться, эта «область» называется никак иначе, чем – великая русская литература.

В общем-то - не просто предмет особой национальной гордости: мы ведь именуем себя довольно часто «нацией Толстого, Чехова и Достоевского». Все еще куда более запущено. Именно через русскую литературу традиционно русское общество «познает себя» - не будем повторяться за классиками не только русской литературы, но и русской философии, пусть их лучше и дальше нынешний русский президент цитирует.

Но если вы спросите, как русское государство реализует себя в современном русском литературном процессе, то мы будем вынуждены прямо констатировать:

а никак. То есть от слова «вообще».

Ни в «литературном процессе», ни на издательском рынке: хотя там-то уж, казалось бы, - просто сам Бог велел.

Нет, какие-то там дела и «гранты» как-то реализуются через соответствующее Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, входящее в удивительно «профильное» министерство связи: можете сами себе представить, какое «важное» место оно там может, так сказать, занимать.

И в этом нет ничего удивительного.

Просто «кондовые совки» из «прежнего режима», начиная с товарища Сталина, прекрасно понимали роль литературы в жизни нашего общества – именно и прежде всего как «отрасли»: поэтому ей и занимались аж целых два ведомства.

Творческой, так сказать, составляющей - Союз писателей СССР.

А материальной – могущественнейший и богатейший Государственный комитет по делам издательств, полиграфии и книжной торговли СССР: знаменитый Госкомиздат.

Надо ли пояснять, что с ними делали, как «преобразовывали», «приватизировали» по кускам и просто внаглую разворовывали: сразу же, начиная с «наступившей свободой»?

Этого сейчас – просто нет.

Не существует.