— 25 апреля, 2024 —
 
На экранах

​Герой высокомерного истеблишмента. На съемки нового сезона «Шерлока»

Британский Шерлок Холмс в блистательном исполнении Камбербетча – это как раз он: «идеал английского истеблишмента», - грубого, высокомерного, непредсказуемого и всегда в итоге длительных «гениальных комбинаций» оказывающегося правым.

…С блистательным «советским Холмсом» с Ливановым и Соломиным все более-менее ясно. Об этом уже много писалось – это фильм не об Англии и не совсем по Конан-Дойлю, несмотря на предельную близость к сюжетной канве. Он – о представлениях «советской шестидесятнической интеллигенции» о «доброй старушке Англии» снятый в не менее советской Прибалтике и более ни о чем другом. То идущий сейчас по первому федеральному каналу и тоже действительно блистательный британский «Шерлок» Марка Гэтисса и Стивена Моффарта с Бенедиктом Камбербетчем и Мартином Фриманом в этом смысле куда более интересен, потому как помимо всего прочего очень много говорит о строении англосаксонского общества на уровне англосаксонского же сознания.

И это иной раз просто безумно любопытно.

Холмс в исполнении Камбербетча – прежде всего холодный высокомерный гений. При этом «высокоактивный социопат», который всегда оказывается прав несмотря на откровенное иной раз непонимание окружающих Вот, дословно, комментарий самого актера: «он на шаг впереди зрителей и всех людей с нормальным интеллектом, которые его окружают. Они не совсем понимают, куда его приводят его домыслы». Более того, - он такой не один: есть еще сам Марк Гэттис в роли Майкрофта Холмса, которого можно охарактеризовать почти так же как и Шерлока и это тоже очень важно иметь в виду при любом последующем анализе.

Итак.

Холмс из лучшего (вот даже и не сомневайтесь) британского сериала – гениальный социопат, «шикарный чудак из богатой семьи», грубый и безумно высокомерный с точки зрения окружающих.

Его стандартно не понимают.

Но он – так же «стандартно» всегда оказывается прав.

И вот тут-то и начинается как раз самое интересное…

…Я понимаю, что это будет определенным культурологическим шоком для любителей, перефразируя, «хруста британской булки», «английского стиля» и «великой британской аристократии», но по-настоящему родовитая британская аристократия если еще где и существует, то предельно «точечно».

Тут все просто.

Сначала они довольно успешно резали друг друга в течении почти тридцатилетней войны «Алой и Белой Розы» между Йорками и Ланкастерами, а остатки этой действительно блистательной Островной аристократии потом не менее успешно дорезал Оливер Кромвель вместе со своими «железнобокими». О чем тут говорить, - если даже сам сэр Уинстон Черчилль герцог Мальборо по сравнению с «той» аристократией был, в общем-то, «представителем худородных младших ветвей», что уж говорить о таком мезальянсе как баронесса Тэтчер и, Господи меня прости, не менее «баронесса» Эштон: не сомневаюсь, что и Йорки, и Ланкастеры, прослышав о чем-то подобном, немедленно объединись бы, чтобы отправить сие чудо на ее законное место на конюшне.

А так – еще раз, все просто: начиная с новейших времен «английская аристократия» - это совершенно адская смесь «представителей младших родов», разбогатевших торговцев и финансистов, причем, что самое любопытное, зачастую вполне себе еврейского происхождения. И это, безусловно, ни в коем случае не «родовая аристократия», это – «истеблишмент». Вот, если уж быть совсем карикатурно-ясным: Немцов, Божена, Собчак и прочие представители «либеральной интеллигенции», захватившие власть и предъявившие на нее наследственные права.

Более того, - эти «права» отстоявшие и закрепившие: может, у кого-то есть в этом сомнения, - так тогда хотя бы почитайте великую английскую же литературу конца двадцатого века.

И Ирвин Уэлш, и Джон Кинг – сами себя позиционируют как «писатели английского пролетариата», который в «старушке Англии» сохранился фактически в классическом виде и который до сих пор «классово ненавидит» все тот же современный «английский истеблишмент».

Так вот.

Британский Шерлок Холмс в блистательном исполнении Камбербетча – это как раз он: «идеал английского истеблишмента», - грубого, высокомерного, непредсказуемого и всегда в итоге длительных «гениальных комбинаций» оказывающегося правым.

Это, кстати, - не хорошо и не плохо.

Это – просто вот так.

Кстати.

Впоследствии эта же общественная структура с «главенством истеблишмента» была, правда, в куда более карикатурном виде воспроизведена за океаном в «Сияющем-городе-на-Холме»: ну, тут уж ничего не попишешь – копия всегда немного карикатура по отношению к оригиналу.

И ещё: в этом отношении также весьма было бы любопытно оценить откровенно вторичный по отношению к британскому «Шерлоку» (плюс к англоамериканскому Гая Ричи) современный отечественный сериал. Где Игорь Петренко играет просто долбанутого на всю голову и слабенького во всех отношениях креакла, которого Уотсон Андрея Панина помогает «сделать гением» и «мы здесь власть».

Но это – уже совсем другая история.