— 26 апреля, 2024 —
 

Русская рулетка «Нафтогаза». Три попытки - удачные, впереди – еще две

«Русская газовая рулетка» продолжается. Прогноз на месяц еще не показывает в Киеве существенных морозов. Пока – везет

Вот уже почти три месяца «Нафтогаз» играет в русскую рулетку, минимизируя закупки российского газа и полагаясь на «авось», то есть тёплую погоду.

Нужно признать, что три предыдущие попытки (если считать за каждую попытку — месяц с начала отопительного сезона, который в этом году начался 20 октября) Киеву везло. Впереди — ещё два месяца (с 20 января по 20 марта), наиболее проблемных. Запасы газа в хранилищах подходят к концу, а вероятность того, что морозы всё-таки придут, увеличивается.

Напомним, что в конце октября «Нафтогаз» исправно оплатил часть долга, о чём несколько ранее была достигнута трёхсторонняя договорённость (Россия–ЕС–Украина). А в декабре Киев заплатил и вторую часть (выплаты были разделены на две части). То есть уже с первого ноября Украина получила возможность закупать российский газ. Но воспользоваться ею Киев не торопился.

Хотя изначально заявлялось о готовности купить к началу 2015 года до 4 млрд кубометров газа, «Нафтогаз» фактически отказался от поставок российского газа в ноябре, проигнорировав выставленный «Газпромом» счёт на предоплату (на 2 млрд кубометров).

И лишь ко второй декаде декабря Киев оплатил новый, теперь уже декабрьский счёт (на 1 млрд кубометров) и начал понемногу импортировать российское топливо. Но и в декабре закупки были минимальные. Из заказанного миллиарда кубометров выбрано меньше половины.

Вместо этого «Нафтогаз» полагался на внутренние и альтернативные резервы. Ресурсов таких традиционно три. Это собственная добыча, хранилища и реверсы из Европы. И, конечно, помогла тёплая зима: во-первых, самой Украине понадобилось меньше газа. Во-вторых, меньше нормы оказалось и европейское потребление. В результате «реверс» работал на полную мощность (около 30 млн кубометров в день), несмотря на политику ограничения поставок европейским потребителям, которую в октябре и ноябре использовал «Газпром». И даже норвежская добыча не сильно напряглась, незначительно увеличив уровни по сравнению с прошлым годом.

Правда, в результате активного участиях в «реверсах» на фоне ограничения поставок газа «Газпромом» Европа заметно подсократила запасы в собственных хранилищах. Если на осеннем максимуме запасов она накопила в ПХГ на 12 млрд кубометров больше, чем год назад (суммарные запасы осенью 2014 года — 78,6 млрд), то на 12 января 2015 года разница с 12 января 2014 составила уже 7 млрд кубометров.

Как мы уже отмечали, эти дополнительные 12 млрд (немногим меньше, чем «стандартный» запас газа в укрПХГ) могли бы компенсировать ЕС возможные проблемы с объёмом украинского транзита из-за опустевших там хранилищ. Сейчас (фактически за счёт реверсной помощи Украине) этот запас прочности снизился, хотя газа в европейских ПХГ немало (для середины зимы) — 57 млрд кубометров.

Но чем мы ближе к прохождению зимних пиков спроса, тем менее интересны становятся интегральные балансы — и тем больше внимания приковано к суточным объёмам.

На Украине около 50 млн собственной добычи, предельный размер российских поставок в рамках «зимнего пакета» — 114 млн в сутки. Около 30 млн — реверсы. В сумме — почти 200 млн кубометров. А 300 млн — это максимальные объёмы, которые нужны Украине в самые морозы. Таким образом, из хранилищ нужно будет поднимать до 100 млн кубометров в сутки.

Сейчас в укрПХГ 10,4 млрд кубометров, из которых 5 млрд — буферный газ. То есть остаётся — 5,5 млрд рабочего газа. Много разговоров о том, что по мере истощения хранилищ давление падает, и скоро даже 100 млн кубометров в сутки Украина поднимать не сможет. Вопрос дискуссионный, но при нынешних темпах отбора (70–90 млн кубометров в сутки) через два месяца Украина не сможет поднимать газ просто по причине его отсутствия.

В качестве январской предоплаты «Нафтогаз» перечислил 150 млн долл. — примерно на 400 млн кубометров. Плюс остались средства от невыбранного газа в январе: на 500–600 млн кубометров газа.

Итого — до 1 млрд кубометров «Нафтогаз» может импортировать из России в январе — по 30–35 млн в день. Так примерно и происходит (последние дни импорт из России составляет по 40 млн в сутки).

Но по-хорошему, сейчас «Нафтогазу» нужно выбирать максимально возможные 114 млн кубометров российского газа, а газ в ПХГ оставить. Даже если он не понадобится зимой — можно будет воспользоваться этим газом весной, перестав закупать газ в России.

Но пока Киев продолжает рисковую тактику минимизации российского импорта. Что дальше? Всё зависит от погоды. Увеличивать суточный отбор из хранилищ очень рискованно (тогда газа там не останется через месяц). Значит, в случае похолодания надо будет наращивать импорт из России.

Правда, все наши оценки подразумевали, что не исчезнет «реверс». А чтобы он сохранился и в вероятные холода, Европа должна по максимуму задействовать свои запасы в собственных ПХГ. А если потом и холодный апрель, как в 2013-м? Что будет делать сама Европа?

Итого: при умеренных и не очень длительных морозах, при относительно тёплой весне Украина может успешно пройти отопительный сезон (в какой-то момент — сейчас или в конце сезона — в любом случае выбирая максимальные объёмы российского импорта). «Русская газовая рулетка» продолжается. Прогноз на месяц ещё не показывает в Киеве существенных морозов. Пока — везёт.