— 19 апреля, 2024 —
 
Жизненно

​«Культура – вне политики». Об одной опасной лжи и необходимости её преодоления

Очередной акт «культурного мракобесия» разыгрался в Санкт-Петербурге

Очередной акт «культурного мракобесия» разыгрался в Санкт-Петербурге. Руководители арт-салона исключили из программы вечера памяти В.Высоцкого выступление некоего барда Новицкого, «известного своими оппозиционными взглядами».

Хоть личность барда М.Новицкого, известного (в своей тусовке) преимущественно песней «Путин, лыжи, Магадан», которая, как говорят, стала официальным гимном питерской креакловой тусовки, нам совершенно не интересна, стоит сказать о нём два слова для понимания сути спора. Итак: «новый Бродский» сочиняет и поёт под гитару песни про Путина. Удивительно хлёсткие, ироничные и остроумные. Вот, например, отрывок из свежего мега-хита:

«А кто на свете самый умный,

Кто самый-самый молодец?

Кто в наше время самый Альфа,

Омега, Бета там самец?

Кто наших щук осеменяет,

Целует мальчиков в пупки.

Кого с любовью поминают,

Беслана, Курска моряки.

Кто много газа выпускает,

Чтоб людям делалось тепло?

Друзья, ну кто его не знает?

Весь мир кричит ему: "Hello!".

Припев

Путин, hello!

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла!»

Ну, тут уж, как говорится, какая оппозиция, такой у неё и «Бродский», речь не о том. Питерский арт-салон, заявляющий о себе как об «общественной организации», по всей видимости, — обычная бизнес-компания, зарабатывающая на продаже билетов и чая с эклерами городским любителям мини-концертов. Поэтому её мотивация совершенно понятна и рациональна – чем меньше фриков на сцене, тем выше качество мероприятия, а значит, и репутация, и прибыль. Однако в своё оправдание администрация заведения опубликовала такое любопытное для нас обращение:

«Мы делаем это, исходя из категоричной позиции арт-салона "Невский, 24" в отношении политики и культуры. Мы считаем что культура - вне политики. И любой уважающий себя и творческое сообщество деятель культуры не имеет права использовать ее для поддержки той или иной политической позиции, тем более в хамской или грубой манере, пусть даже выраженной в тонкой семантической форме. Поэтому общественное объединение "Невский, 24" подкрепляет эту позицию отменой концерта. Тем не менее, мы приносим свои извинения нашим гостям и зрителям, а также Михаилу Новицкому, но не как политическому сатирику, а как отличному исполнителю и талантливому автору».

Мы, собственно говоря, на всю эту исключительно местечковую историю и обратили внимание только из-за вот этого вот «культура – вне политики». Потому что данный лозунг нередко звучит и из уст государственных служащих и от самих деятелей культуры и от её потребителей. А между тем, он представляется нам не только жутким, но и, в нынешних условиях, вредным архаизмом. Культура и искусство не могут быть вне политики, они так или иначе её пассивно отражают или являются её прямыми орудиями. Особенно ясно это видно в тех величайших образцах, которые рождались в неспокойные в политическом отношении периоды. Был ли вне политики шолоховский «Тихий Дон»? А Прокофьев и Шостакович? Был ли вне политики Клод де Лиль – автор «Марсельезы»? Пушкин, Лермонтов, Толстой, Марк Твен? Даже низшая, так называемая поп-культура, от пацифистов-хиппи до остросоциального ганста-рэпа – в политике. Даже в периоды стабильности культура не свободна от политики, ведь она выполняет важную политическую функцию – воспитывает добродетели, или убаюкивает, расслабляет, а иногда и прямо растлевает публику. Конечно, творцы могут себя убеждать в том, что они-то по-настоящему свободны, но это не так. Коль скоро твоё творчество способно захватить внимание масс, так будь готов, что это кто-то использует, даже и без специального уведомления.

Кстати, именно поэтому иногда возникает недопонимание со стороны части нашей читательской аудитории, которая считает, что мы слишком пристрастно относимся к современным творениям кинематографистов, музыкантов и прочих перфомансистов. Говорят, что чудакам нужно дать свободу творчества и не рассматривать их через призму политических интересов. Мы целиком поддерживаем такое мнение, но только в том случае если а) страна не находится в состоянии обостряющегося конфликта с чужой системой ценностей б) проповедники той системы не используют наших наивных, а иногда не очень наивных творцов в своих идеологических интересах. А то иначе получается, что противник тщательно мониторит любой культурный или псевдокультурный всплеск, чтобы вытащить его на всеобщее обозрение и использовать против нас, а мы почему-то должны заботиться о несуществующих идеалах «свободы творчества» и не отвечать на удары. Так войны не выиграешь.

В общем, культура и искусство ещё как в политике. И нужно это не стесняясь признать на государственном уровне и государственную же культурную политику строить исходя из этого простого факта.

Иначе в культурной политике у нас будет как в экономической: культура/экономика живёт в реальном мире, а государство руководствуется устаревшими лет на 20 либеральными концепциями.