— 29 мара, 2024 —
 
На экранах

Фильм "Территория" глазами геолога: теперь у нас есть своя кино-легенда

В середине марта сего года мне удалось воспользоваться служебным положением в личных целях весьма необычным образом – посреди белого дня к нам в «Казаньгеофизику» внезапно доставили 15 билетов на предварительный показ нового российского фильма «Территория» по роману Олега Куваева.

В середине марта сего года мне удалось воспользоваться служебным положением в личных целях весьма необычным образом – посреди белого дня к нам в «Казаньгеофизику» внезапно доставили 15 билетов на предварительный показ нового российского фильма «Территория» по роману Олега Куваева. Я подпрыгнул от радости – и причин тому было немало. Во-первых, прочтя эту книгу в детстве, я с удовольствием перечитывал ее неоднократно. Во-вторых, этот роман в немалой степени посодействовал тому, что я выбрал профессию геолога. В-третьих, предстоящий выход фильма в апреле я ожидал с нетерпением, посмотрев на ютубе рекламный ролик (который и вам рекомендую). Ну и в-четвертых – халява, сэр!

Несмотря на вечер пятницы, когда большинству нормальных людей хочется поскорее приползти домой и упасть обессиленным после трудовой недели на любимый диван, зал кинотеатра «Киномакс» на 208 мест заполнился почти до отказа казанскими геологами. Вокруг знакомые лица – из Татарского геологоразведочного управления, «Геолнеруда», геофака Казанского университета и других профильных контор, включая нашу. Таким составом в кино я еще ни разу не ходил – прикольно! Как же стало возможным подобное мероприятие?

Ситуацию прояснили режиссер и продюсер фильма, а также исполнитель одной из главных ролей, вышедшие поприветствовать собравшихся. Оказывается, в настоящее время они с недавно завершенной картиной совершают ознакомительно-рекламный тур по городам России, начав его в Москве, а затем направившись в Мурманск и далее через Сибирь на Дальний Восток и Чукотку. Каждый день – новый город. И в каждом городе фильм смотрят геологи. Про которых (и с участием которых), собственно, и снято данное кино. Сильный ход – мое почтение! Чтобы решиться на него, нужно быть крепко уверенным в качестве своего творения. Шутка ли – устроить предпоказ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ именно той публике, которая лучше всех способна заметить малейшую фальшь и туфту. Антиреклама может быть могучая. Но авторы, разумеется, рассчитывают на обратный эффект, о чем честно нас предупредили.

Итак, в зале погас свет и просмотр начался…

Исходя из того, что я геолог и хорошо знаком с книгой-первоисточником, первую половину жизни прожил в СССР, но не оставил абсолютно все самое лучшее и дорогое в тех временах, как многие мои пожилые коллеги, попытаюсь по возможности описать увиденное с доступных мне различных точек зрения.

Прежде чем разбираться с достоинствами и недостатками фильма, зададимся вопросом – для кого этот фильм?

Во-первых, конечно для нас – геологов, геофизиков и прочего экспедиционного люда! Не у всех человеческих общностей есть Свой фильм. Некоторым повезло еще в давние советские времена: альпинистам – у них есть «Вертикаль», монтажникам-высотникам – у них есть «Высота», летчикам-истребителям – у них есть «В бой идут одни старики»... Некоторым Свое кино подарили уже в современной России: подводникам – «72 метра», спортсменам – «Легенда 17». Вот и геологам очередь подошла. Со второго захода. Ведь «Территорию» уже единожды экранизировали – еще в 1978 году. Но будем откровенны – тот фильм получился слабеньким, даже несмотря на то, что сценарий писал сам Куваев, а в фильме играли такие корифеи как Банионис и Глузский. Почему так получилось? Есть у меня гипотеза, но об этом после.

Во-вторых, конечно, этот фильм предназначен людям старшего поколения – «нашим родителям, тем, кто тяжелым трудом построил в послевоенные годы счастливую жизнь». В кавычках, кстати, цитата из титров фильма, посвящение. Весьма редкая для современного российского искусства позиция, согласитесь! Но массовый современный зритель, который сделает (или не сделает) фильму основную кассу, и что гораздо важнее, которому фильм «Территория» сделает (или не сделает) какой-то важный сдвиг в душе, – этот зритель молод, не читал роман «Территория», далек от геологии и Советского Союза. Полагаю, и для него этот фильм. Хочу надеяться, что он и для тех, кто сегодня крутится как белка в колесе, зарабатывая деньги, но в глубине души подозревает, что не в деньгах счастье; тех, кто видит мир через экран ноутбука и планшета, но сетует окружающим, что «графика обалденная, а сюжет – отстой»; тем кто посмеивается над лохами-романтиками, но кому гаджеты не утоляют скуку; тем, кто живет комфортной «атомизированной» жизнью подальше от «быдломасс», но кому порой бывает одиноко.

Всем перечисленным выше категориям граждан я категорически советую сходить на фильм. Прихватив с собой жен и детишек, ибо в фильме нет ни разврата, ни кровищи, ни пошлятины. А любителям лихо закрученного сюжета, стрельбы и голивудских спецэффектов, наверное, будет скучно. Но им я тоже рекомендую сходить. Рискните! Вдруг по ходу просмотра выяснится, что вы просто слаще морковки ничего не пробовали (в смысле – ничего красивее планеты Пандора из «Аватара» не видали)?

Фильм «Территория» – действительно очень красивый. При этом компьютерная графика в нем отсутствует (за исключением титров, о которых далее). Лично я, зная пристрастие нынешних «кинотварцов» к этому сильнодействующему наркотику, испытал шок. Ну, конечно, я допускаю, что что-то где-то слегка «отфотошопили», но основная масса кадров – это вал красивейших натурных съемок. Горы и льды. Сопки и речки. Скалы и водопады. Зима и лето. Тайга и тундра. Земля и небо. Не Пандора, нет – все взаправду. Комары настоящие вокруг (чуть не прослезился)! Очень много съемок с воздуха, наверное, с беспилотника-квадракоптера, так как большой вертолет поднял бы рябь на зеркалах рек и озер, к которым опускается камера. Ощущение полетов во сне… Я полагаю, что даже если создатели фильма и планировали нарисовать какие-либо кадры на компьютере, у них просто не оказалось такой физической возможности. Чувствуется, столько натуры насняли, что и половины не влезло в двухчасовой фильм.

Но на титрах компьютерные видеохудожники отвели душу. И на вступительных, и на финальных (обязательно посмотрите их, если пойдете в кино, не спешите уходить из зала). Может быть, кто-то сочтет мой восторг неуместным, но мне при виде «геологических» вступительных титров захотелось вскочить и зааплодировать, так ловко и с пониманием сделано. Зачет, однозначно!

Чем еще хорош фильм «Территория», помимо северных красот?

Много чем. В этом фильме нет ни слова о «кровавой гебне», хотя действие происходит не где-нибудь, а на Колыме (ну, совсем рядом). Весь сюжет построен вокруг того, что один из главных героев – Чинков – идет «наперекор системе» и «совершает вопреки». Но при этом в кадре ни разу не появляется никаких отвратительных «тоталитарных упырей» – даже если действие происходит в Городе (т.е. Магадане) на заседании геологического управления «Северстроя» (то есть Главного Управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой») или в Москве, в кабинете заместителя министра. С удивлением видишь вокруг людей. Хороших, плохих, всяких. Весь фильм – про людей. В нем нет привычных киномонстров! Нет отвратительных «чернушных» мразей. Нет уродов (в широком смысле этого слова). Нет дебильных клоунов. Нет штампованных злодеев и их «тупых подручных», нет «забавных приятелей» главного героя.

Чем же заняты эти люди? Живут, решают проблемы (которых, в силу непростой окружающей действительности, вагон и маленькая тележка). Не скучают – некогда. Сопли с сахаром не разводят – не принято. Переживают радости – вроде свадьбы, или горе – вроде смерти близких. Думают. Совершают поступки.

И вот об этом – фильм.

Сюжет, конечно, есть. И к чести экранизаторов, сюжет взят из книги почти без искажений (серьезных режиссерских правок буквально две-три, и, на мой взгляд, они не идут на пользу фильму, но это разумеется субъективное мнение поклонника книги). Автор романа, напомню тем, кто не в курсе, – сам геолог, проживший и проработавший в тех краях много лет. Он писал «Территорию» с натуры, вплоть до того, что у героев есть реальные прототипы, пусть иногда собирательные. То есть история написана человеком неимоверно более компетентным в данном вопросе, чем любой титулованный выдумщик-сценарист. Но сюжет и в книге, и в фильме, на мой взгляд вторичен. Он играет роль рамки для портретов, для взаимодействующих характеров.

К подбору персонажей по мелочи придраться можно, но поскольку я читал книгу до просмотра фильма и давно нарисовал портреты героев у себя в голове, все придирки будут исключительно субъективными. Этих придирок собственно две: «не похож ихний Чинков на моего, мой посолиднее!» и «дядю Костю я себе по-другому представлял, постарше!» Наверное, это ерунда, а не придирки. Зато главный герой Баклаков – отличный. Гурин – отличный. Чукчи – дед с внучкой – просто восторг. Монголов, Апрятин, Кефир (по совместительству – Бог Огня), журналистка – хороши. Картонности и неестественности игры актеров я не заметил. Чувствуется, что постарались и те, кто отвечал за костюмы актеров и реквизит – множество памятных мелочей той эпохи радуют глаз. Есть, конечно, кое-какие ляпы (вроде попавшего в кадр вертолета Ми-2, не производившегося еще в описываемое время), но, повторюсь, это сугубо второстепенная в данном случае мелочь, которую большинство зрителей не заметит, и правильно сделает.

Взаимодействие характеров – изюминка произведения. И тут я должен поставить создателям фильма жирный плюс. Они сделали акцент на одном из сюжетных элементов романа, который, на мой взгляд, придает смысл всей затее с повторной экранизацией «Территории» именно сейчас.

Один из главных героев – петрограф Гурин – смотрится инородно среди других персонажей (это и по книге, и по фильму так). Яркое пятно на сером фоне. И вот во время одной сцены, очень подробно (дословно!) воспроизведенной авторами фильма из текста романа, он говорит: «Хочу дожить до восьмидесяти. Посмотреть, чем все это кончится… Вторая техническая революция. Всеобщее забалдение. Квартиры, финская мебель, мечта жизни – машина. Приобретатели, по-моему, собрались захватить мир. И ну его к черту!»

И тут словно пелена падает с глаз.

Гурин – эгоист, пижон и эстет, любитель красивых фраз, красивых поз, красивых шмоток и дорогой выпивки, но при этом высококлассный специалист и романтик в душе – это вылитый наш современник. Оглянувшись вокруг, мы увидим много таких Гуриных, успешных, амбициозных и креативных. Его мечта сбылась, он дожил до наших дней, посмотрел, чем «все это кончилось». Вместе с нами посмотрел. И затем каким-то чудом (талантом писателя Олега Куваева и режиссера Александра Мельника), словно в фантастическом романе, мы с ним попадаем в прошлое к «простым советским фанатикам», «совкам» вроде главного героя Баклакова, работяги-шурфовщика Кефира или старого чукчи Кьяе. И мы вместе с ним задаем себе вопрос – зачем живут эти люди? Интересны ли они нам? Нужны ли они нам? Как нам относиться к их странной философии – «уважать тех, кто пахнет потом, жалеть тех, кто пахнет деньгами», проступки «искупать работой», а работать по принципу «делай или умри»? И в то же время мы чувствуем их ответный пристальный взгляд. Взгляд тех, кто «кто тяжелым трудом построил в послевоенные годы счастливую жизнь» (помните титры?). Как им быть с такими пижонами, как мы? Презрительно игнорировать – в ответ на нашу надменность и предательство их святынь. Или продолжать трудиться совместно с нами ради какой-то непонятной нам, но понятной им цели? А если мы поломаем себе ноги на каком-нибудь крутом повороте истории, предпочтут они бросить нас или будут тащить из последних сил? Спасать, загоняя насмерть любимых олешков, как старик Кьяе?

Если вас интересует ответы на эти вопросы – сходите на «Территорию». Не пожалеете.

Музыка и песни, звучащие в фильме, тоже сродни встречным взглядам – из настоящего в прошлое и из прошлого в настоящее. Сначала в соответствующий напряженный момент фильма звучит песня про Большую Медведицу, аранжированная в современном стиле. А спустя некоторое время, в аналогичной ситуации – песня Визбора. Как говорится, прочувствуйте разницу… И может быть, многие со мной не согласятся, но я рад, что далее до самых финальных титров «Территории» звучала бардовская советская классика. Которой, кстати в старом советском фильме нет.

И становится понятно, почему «не взлетел» фильм 1978 года, не потянул на Свой для геологов. Хоть и снимался на той же Чукотке. Дело здесь не в прогрессе видеотехники (хотя он, конечно, просто потрясающий). И не в том, что сценаристы или актеры сейчас стали лучше (достаточно вспомнить недавнюю череду убогих ремейков советской киноклассики). Главное – сорок лет назад, когда писался роман и снимался фильм, не был пройден еще до конца путь советской геологии. А не пройдя его, не потеряв многое из того, что тогда казалось незыблемым, и не обретя того, что казалось тогда немыслимым, нельзя было взглянуть под нужным углом на эпоху «Северстроя», рубеж пятидесятых и шестидесятых. И увидеть ее людей более живыми, более близкими, более правыми и более нужными, чем из 1978 года, как это ни парадоксально.

Вот такие мои впечатления… И, конечно, мне повезло с аудиторией при данном просмотре. Все двести человек сидели тихо. Два часа никто не чавкал попкорном и не гоготал. Геологи, не отрываясь, смотрели Свой фильм. До конца заключительных титров.

Чего и вам желаю!