Выключатель для Северного потока - 2
20.02.2021
Аварии российской космической техники хотя и немногочисленны, но именно поэтому очень заметны: их так мало, что каждая привлекает всеобщее внимание.
30.04.2015
Аварии российской космической техники хотя и немногочисленны, но именно поэтому очень заметны: их так мало, что каждая привлекает всеобщее внимание.
Насколько мне известна статистика предыдущих запусков и аварий, мы вроде бы остаёмся в пределах статистических колебаний естественного набора неприятностей. Поэтому нас вроде бы не должно беспокоить происходящее с российским космосом: по формальным показателям, ничего особо экзотического не происходит — сколько у нас раньше бывало аварий, столько и сейчас.
Это вовсе не значит, что каждый год происходит одно и то же число аварий. Случайности — они случайности и есть, и чем меньше число аварий, тем больше относительные колебания этого числа: не обязательно, чтобы каждый год происходило ровно по две аварии — вполне может быть, что в один год ни одной, а в другой год все четыре.
Поэтому я не вижу причин для беспокойства, кроме одной.
Космические аварии у нас происходят, как правило, в случаях, не угрожающих ничьей жизни, но вызывающих очень большой и шумный резонанс. Например, сейчас авария случилась с кораблём, по предварительным сообщениям, поднявшим в космос копию знамени Победы. Правда, уже после аварии сообщили: на самом деле одну такую копию привезли с собою космонавты, в последний раз прибывшие на станцию. Но когда сперва по всем телеканалам показывают ракету, расписанную георгиевскими лентами и прочими символами Победы, а потом сообщают, что как раз эта ракета потерпела аварию — это довольно серьёзный удар и по престижу страны, и по нервам граждан.
Аналогичным образом у нас потерпели аварию несколько ракет «Протон» — как раз в тех случаях, когда выводимые грузы были связаны с какими-то публично разрекламированными (в основном — совместными с Западом) проектами. Понятно, большинство космических проектов достаточно активно рекламируют — просто потому, что их пока что сравнительно немного. Но тем не менее, если я только не придаю задним числом особое значение тому, на что не обратил внимания в реальном времени, а правильно всё припоминаю, то похоже: чем больше рекламный резонанс того или иного проекта, тем выше шанс на аварию. И тут возможны два объяснения.
Объяснение первое — так называемый «визит-эффект». Известно: когда сложный технический объект посещает кто-нибудь из большого начальства, вероятность нештатной работы этого объекта существенно возрастает — как раз в связи с тем, что все работники хотят показать всё, на что способны и сами, и вверенная им техника, и перенапрягаются психологически.
Второе объяснение гораздо печальнее: сознательные диверсии.
Особой деградации отрасли я не вижу. Да, действительно там было немало проблем — но, насколько я могу судить, сейчас они по большей части уже решены. Управляемость отрасли восстановлена. Финансирование налажено: отрасль теперь опирается уже не только на контракты с зарубежьем, но и на регулярный государственный денежный поток. Взамен утраченных технологий созданы новые. В общем, положение вроде бы более-менее упорядочилось.
А вот исключать из списка возможных причин аварий сознательный саботаж не рискну. Политическая обстановка в стране и мире нынче столь напряжённая, что дополнительные проверки на этом направлении вряд ли будут лишними.
20.02.2021
25.01.2021
27.04.2020
01.11.2019
07.10.2019
05.10.2019
09.09.2019
15.08.2019
03.08.2019
31.07.2019
23.07.2019
11.07.2019
08.07.2019
22.05.2019
17.05.2019
24.04.2019
24.04.2019
11.04.2019
07.04.2019
06.04.2019