— 25 апреля, 2024 —
 
На экранах

«Дорога на Берлин». Чем можно оправдать «некассовое» кино

В Москве состоялась официальная премьера фильма «Дорога на Берлин» (производство «Мосфильм», режиссёр Сергей Попов, продюсеры Александр Литвинов и Карен Шахназаров). В широкий прокат картина выходит 7 мая – накануне Дня Победы.

В Москве состоялась официальная премьера фильма «Дорога на Берлин» (производство «Мосфильм», режиссёр Сергей Попов, продюсеры Александр Литвинов и Карен Шахназаров). В широкий прокат картина выходит 7 мая – накануне Дня Победы.

Вкратце о фильме. Снят по мотивам повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военных дневников Константина Симонова. Действие происходит летом 1942 года на Южном фронте – по ходу стремительного наступления вермахта в направлении Сталинграда и Кавказа. Главный герой (лейтенант Огарков) приговорён трибуналом к расстрелу за трусость – сгоряча, по правде говоря. Рядовой Джурабаев конвоирует осужденного в штаб армии для утверждения приговора и приведения его в исполнение. По дороге бойцам приходится вырываться из окружения, ввязываться в бои в составе случайно встреченных по дороге частей…

Кассовый успех «Дороге на Берлин» предрекать затруднительно. И по чисто маркетинговым критериям в том числе – молодой режиссёр, доселе известный внимательным ценителям только по сериалам (типа «Фурцевой»), тотальное отсутствие раскрученных кинозвёзд, более чем скромная рекламная кампания, умеренное количество прокатных копий (1000 шт.).

Есть, впрочем, и опасения по субъективной части. Отклики зрителей и специалистов после предварительных показов относительно собственно «киношных» достоинств – сдержанные. Главное в «обвинениях»: близкая к нулю динамичность сюжета, к тому же неоправданно затянутого. Такое впечатление, что идей и действий не хватило толком даже на 80 минут, и поэтому авторы забивали пустоты не решающими никаких задач эпизодами, персонажами, художествами. Или, к примеру, весьма нестандартными представлениями об основах демократии в действующей армии (это когда главный герой невозбранно совершает променады по прифронтовой полосе, предаваясь духовным терзаниям, а в расположения воинских частей заглядывает мимоходом, случайно и ненадолго).

Благосклонные же отклики исчерпываются чем-то типа «утончённой психологичности», «маленького человека на ужасной войне» и прочими высокими соображениями.

Однако тут вот какое дело. Конечно, у «Дороги на Берлин», в отличие от новых «Зорей…», нет прямого аналога в советском военном кино. Но есть непрямой. Действие фильма «Дорога на Берлин» происходит ровно в то же время, в том же месте и в тех же обстоятельствах, что и действие фильма «Они сражались за Родину». Это всё, что мне есть сказать за «психологизм» и «человека».

В общем, не блокбастер. Не зрительское кино. На любителя.

…Тем не менее хочу сказать в адрес «Дороги…» и, пользуясь случаем, в адрес военных опытов современного нашего кино добрые слова.

Как отмечал коллега Виктор Мараховский по поводу «Зорей…», на главном направлении в год 70-летия Победы в кинополитике сделана ставка не на одно «великое кино» (которое, как правило, оказывалось неудачным и провальным), а несколько «не великих» – причём именно современных, но в традициях нормальной отечественной классики, разножанровых и разноплановых, адресованных разным сегментам современной аудитории.

И вот мы с начала года имеем три премьеры: несомненный хит «Битва за Севастополь», а также «А зори здесь тихие…» и «Дорога на Берлин» – к которым можно придраться, но которых не приходится стыдиться. Сравнение с «гранд-премьерами» оставляю на ваше усмотрение.

Возвращаясь к «Дороге…» можно отметить и качественные съёмки (на то и Шахназаров), и качественную проработку деталей вплоть до обмундирования (на то и Российское военно-историческое общество), и содержательные посылы.

Об этом чуть подробнее.

В этом фильме опять нет интеллигентских упражнений с историческими фактами и исторической правдой, с отношением к исторической гордости нашего народа. Подчёркиваю слово «опять» – ведь мы к этому уже пару лет как привыкли, не обращали внимания? Откуда-то же этот перелом взялся?

В самом названии этого фильма заключено очень важное понимание того очевидного факта, что Победа не взялась из ниоткуда в мае 45-го. И дорога на Берлин – это не парадное триумфальное шествие. Дорога на Берлин началась в Брестской крепости, пролегала через «белоснежные поля под Москвой»… И даже отступая к Волге тяжёлым летом 42-го – Красная Армия всё равно шла на Берлин.

А армия – она ведь из бойцов состоит. А бойцы – это люди. Разные и не идеальные – не рождённые героями, а героями себя сделавшие. И об этом тоже пытаются говорить авторы «Дороги…».

В этом фильме опять нет авторских рыданий над судьбой «маленького человека на ужасной чужой войне». Зато есть безусловная правда защиты Отечества и рихтовка характеров героев именно ради этой безусловной правды. А если кому привиделись рыдания и, наоборот, не заметилась правда, – то это, честно говоря, от обрывочно прописанного образа главного героя (лейтенанта Огаркова).

Зато по факту в этом фильме главным стал герой, который сценарием предусматривался как второстепенный – рядовой Джурабаев в исполнении Амира Абдыкалыкова. Тут вот в чём дело. В фильме вообще, как было выше сказано, не задействованы штатные кинозвёзды. А Абдыкалыков – даже не профессиональный актёр. Он алма-атинский электрик. На кастинг попал случайно. И попал. «Я сыграл самого себя», – смущённо признаётся казахский парень.

В этом и ценность. И дело не только в удачном «экранном образе». Дело в том, что алма-атинский электрик сыграл не просто себя – он «сыграл» весь казахский народ. Да так, что теперь вряд ли нужно нашему российскому зрителю разъяснять, откуда в Казахстане берутся Назарбаевы, идеи евразийского воссоединения, и почему Казахстан – наш самый спокойный и надежный друг, не «виляющий на курсе». И участие Казахстана в народном кино «28 панфиловцев» – ещё один фактик в этой современной правде.

…Думаю, этих качеств фильма «Дорога на Берлин» достаточно, чтобы снисходительно отнестись к его слабостям.