— 23 апреля, 2024 —
 
На экранах

На прибытие Марти Макфлая из прошлого

Уважаемые читатели! Позавчера, 9 июня 2015 года, в наше время из 1985 года прилетел американский старшеклассник Марти Макфлай.

Уважаемые читатели! Позавчера, 9 июня 2015 года, в наше время из 1985 года прилетел американский старшеклассник Марти Макфлай (по уточнённой информации, сообщение об этом ошибочно. В действительности его прибытие только ожидается - 22 октября. Но не снимать же публикацию из-за этого).

Вот что он у нас увидел:

Как легко заметить, из всех предсказаний сработало – и даже было превзойдено – только одно. Я про видеофон.

По сути – мы наблюдаем провал всей фантастики XX столетия в главном. Фантастика думала, что технический прогресс порвёт на британский флаг внешнее пространство коллективной человеческой экспансией.

А прогресс вместо этого бросился удовлетворять разнообразный психический голод человеческой личности.

Если честно, то будущее оказалось куда ближе к киберпанку, чем к любым (что условно капиталистическим, что условно коммунистическим) Мирам Полдня.

Свежая статистика, рапортующая о продолжении успешного сращивания землян с коммуникационными устройствами, среди актуальной статистики о росте продаж дронов и видеотрафика сообщает: "60% опрошенных уверены, что через пять лет всё можно будет делать с телефона".

Тут потрясает само представление об этом самом "ВСЁМ". В чарующем XXI столетии "ВСЁ" внезапно сжалось до коммуникаций.

Что особенно важно: после 20 лет бурного развития последних можно смело констатировать, что интеллектуализации человечества они не послужили.

Знает ли средний школьник больше и умеет ли мыслить лучше, нежели его родители в его возрасте – поинтересуйтесь у преподавателей. Распространяющееся сегодня пренебрежение к фундаментальному знанию в последнюю очередь является виной самих граждан – по всей видимости, речь идёт о невостребованности фундаментального знания (и, как следствие, фундаментального, «сверх-личностного» целеполагания) самой эпохой.

Стоит отметить, что и наклёвывающаяся сегодня «революция биотехнологий» служит не столько внешней экспансии землян, сколько их (то есть нашей) личной обустроенности.

По факту мы имеем дело с человечеством, излечившимся от мечты – и ударными темпами осваивающим удобство и грёзу.

Говорить о том, что случившееся является результатом какого-либо злобного заговора – безусловно не стоит. Скорее человечество действительно упёрлось в объективный технологический барьер перед космической экспансией – и поэтому начало (в глобальном смысле) решать более податливые проблемы.

Всё «будущее» производства XX столетия строилось на допущении, что однажды на землян свалится много энергии для всех даром. Однако этого пока не произошло.

И хотя к нам и сейчас время от времени приходят сообщения о холодном термояде – они всё ещё не подтверждаются практикой. Это не значит, что завтра прорыва не произойдёт – он, безусловно, перепашет всё наше жизнеустройство. Но сегодня его нет.

А значит, мы оказались в значительно более скромном по части реальных возможностей будущем. И как следствие – имеем дело с проблемами, скорее напоминающие проблемы «дивного нового мира» О.Хаксли, нежели проблемы «Туманности Андромеды» или даже «Звёздной пехоты».

Если обобщать, то и главным полем деятельности, и главным противником человечества сегодня стали человеческие же простенькие инстинкты, вооружённые (или порабощённые, что то же самое) передовыми технологиями их удовлетворения. Зачастую – паллиативного, заместительного.

Но штука вся в том, что вся эта паллиативная и заместительная реализация изначальных человеческих стремлений по-прежнему оперирует образами реальной внешней экспансии, власти над энергией и над пространством. Достаточно посмотреть на топы самых популярных кинофильмов и видеоигр, чтобы это заметить.

А значит, тот 2015 год, в который прилетел Марти Макфлай из своего 1985-го, вовсе не отменён.

Он просто задерживается. Как и тот 2084-й, в который прибыл из своего 1984-го Коля Герасимов.