— 23 апреля, 2024 —
 
Книжная папка

Интернет не поможет. Почему "запрет на ввоз книг" - это серьёзно

​Украинская таможенная служба расширила список книг, запрещённых к ввозу на контролируемую Киевом часть территории республики

11.08.2015

Украинская таможенная служба расширила список книг, запрещённых к ввозу на контролируемую Киевом часть территории республики. В список попали произведения анти-бандеровские ("Правда об украинской повстанческой армии"), политэкономические (С. Глазьев) и фантастические (Ф. Березин, кстати, писатель с Донбасса). Продажа этой и другой литературы в книжных сетях была под негласным или официальным запретом и так.

...Ещё лет 15 назад можно было бы прокомментировать эту новость в следующем ключе: "Попытки что-либо запретить в век Интернета бессмысленны. Всё это приведёт лишь к "эффекту Стрейзанд", то есть запрет просто спровоцирует дополнительный интерес публики к запрещённому".

Однако рассуждать так сегодня - большая ошибка.

Причина в том, что "интерес к запретному" - это наследие "эпохи ограниченного предложения" в сфере культуры и информации. Интерес к запретному появился и существовал тогда и там, где отдельный гражданин мог иметь более или менее полное представление обо всём, что ему предлагают посмотреть/прочесть. И испытывал временами "тематический голод", не имея возможности окунуться, например, в новости из жизни НЛО, мистику, исторические или эротические тайны.

Поэтому на заре своего существования интернет воспринимался как универсальная отмычка, позволяющая читать/смотреть нечто помимо дозволенной тематики.

Сейчас для того, чтобы вообще осознать ограниченность предложения информации - читателю/зрителю нужно иметь хорошую квалификацию. Ибо по чисто формальным признакам "запросы на разные темы" удовлетворены полностью. В любом книжном магазине той же Украины можно прочесть и боевую фантастику, и тайны Гитлера, и секреты успеха с помощью Каббалы, и пятьдесят оттенков серого, и сколько угодно политологии по любой теме.

Читателю - который не специалист по определению - понять, что в предлагаемом разнообразии "чего-то не хватает", примерно так же возможно, как посетителю аптеки, пришедшему за "чем-нибудь от нервов", увернуться от 100500 наименований валерьянки и более чем 9000 биодобавок.

Поэтому в 99% случаев публика, от которой отрезали Глазьева и Березина, просто будет читать "вроде как похожие" по теме книги. И интернет тут не поможет - сегодня из волшебной отмычки он стал просто филиалом гигантского супермаркета, в котором всё, что выложено на передних полках, тоже подобрано для него специально обученными мерчендайзерами.

Механизма же по внедрению не предложения, но спроса - никакие профессиональные "работники с соотечественниками" за последние два десятилетия на Украине не создали. Для этого работать надо было - как это делали те же американские и европейские коллеги.

Поэтому запрет на ввоз книг - реально подействует.