— 25 апреля, 2024 —
 
На экранах

От Золушки-вампира к Золушке-убийце. На премьеры "Ультра-американцы" и "Хитмен: агент 47"

На наши экраны вышли художественные фильмы «Хитмен: агент 47» и «Ультра-американцы».

Уважаемые читатели! На наши экраны вышли художественные фильмы «Хитмен: агент 47» и «Ультра-американцы».

Сюжет первого фильма: на девушку Катю Литвенко, живущую в Берлине, начинается внезапная зрелищная охота. Спасший её бритый налысо мужчина сообщает ей, что они оба – часть большого секретного эксперимента по выведению совершенных убийц, и в ней скрыт огромный внутренний потенциал.

Сюжет второго фильма: на паренька Майка Хауэлла, живущего в глубинке, начинается внезапная зрелищная охота. Спасшая его женщина сообщает ему, что он – часть большого секретного эксперимента по выведению совершенных убийц, и в нём скрыт огромный внутренний потенциал.

С учётом того, что в последнее время этого сюжета стало многовато – о нём стоит поговорить.

…В принципе «Человек С Амнезией, Скрывающей Тайну» - это изобретение даже не нашего века. Можно припомнить, например, двухсотлетней давности повесть Э.Т.А. Гофмана «Повелитель блох», главный герой которой – один из первых хикки, они же гики (в русском языке существует несколько неприличный термин «задроты») по имени Перегрин, живущий среди унылых будней в г. Франкфурт-на-Майне – внезапно оказывается в центре жутко запутанной интриги и в конце концов вспоминает, что он мистический Король Секакис, обладатель Могущественного Талисмана.

Время от времени история о человеке, позабывшем о своей необыкновенной сущности, всплывала и в XX, и в начале XXI столетия. Иногда это были по-настоящему милые произведения (такие как «Крюк» С.Спилберга, в котором скучный американский мужчина Питер Бэннинг вдруг обнаруживает, что он – Питер Пэн). Иногда – зрелищные (такие как «Вспомнить всё» П.Верхуена, где положительный работяга вдруг с отвращением узнаёт, что он вообще-то злодей под прикрытием). Иногда – по-настоящему страшные (такие как «Падший Ангел» У. Хьёртсберга, где положительный детектив Гарри вдруг с ужасом понимает, что он – серийный убийца-чернокнижник, укравший чужую душу, чтобы увернуться от ада. Или как «История насилия» Дэвида Кроненберга по одноимённому графическому роману, где милый семьянин-провинциал Том даже не то что вспоминает – он и не забывал – а под давлением обстоятельств нехотя признаёт, что он чудовищный бандит и убийца Джоуи из Филадельфии, много лет назад сбежавший и решивший начать новую жизнь).

Но одно дело – с ужасом вспомнить, что ты убийца. И совсем другое дело – с воодушевлением обналичить, насколько ты офигенно хороший убийца. «Особо опасен», «Солт», «Город костей» и т.д.

Так вот. Форма, которую бродячий сюжет обрёл сейчас – заставляет задуматься. По большому счёту тот факт, что внезапно пробудившиеся суперспособности у героев касаются именно искусства убийства/шпионажа – просто стечение обстоятельств. Кинематограф любит экшн, кинематограф сегодня умеет ставить зрелищные драки – так что характер «скрытого потенциала», всё пробуждающегося и пробуждающегося в обычных гражданах, объясним.

Чем действительно внезапные суперспособности нынешней киноэпохи отличаются от суперспособностей киноэпох прошлого – так это тем, что они представляют собой востребованные профессиональные навыки. Позволяющие выпрыгнуть из своего рабочего места – и, после яркой процедуры инициации, перенестись в мир, где сверхлюди летают на вертолётах, дерутся в смокингах и вообще блестяще джеймсбондят по всему миру.

Коротко говоря – перед нами реализация мечты о внезапном обретении востребованной и серьёзной професии. Кстати, этот жанр сегодня представлен шире, чем просто «сюжет про амнезию». Например, недавняя комедия «Пиксели» - рассказывает нам историю о том, как неудачнику за сорок привалила востребованная профессия в виде умения хорошо играть в древние видеоигры начала 80-х.

В этом смысле данный жанр является скорее не продолжением страшных историй о пробудившихся тайнах – а развитием девичьих фэнтези о том, как стать внезапно востребованной у бессмертных, стильных, но при этом гетеросексуальных мальчиков-вампиров («Сумерки») или у бессмертных, стильных, но при этом гетеросексуальных мальчиков-инопланетян («Восхождение Юпитер»).

То есть мы видим, что мировая фабрика грёз сегодня отрабатывает грёзу о престижном трудоустройстве, для которого нужно просто однажды «очнуться в незнакомой обстановке».

Это, кстати, резко отличает нынешние саги о внезапных суперспособностях от канонической истории про Золушку. Той, чтобы стать принцессой, понадобилось всё-таки обладать собственными добродетелями и способностями, а не просто дождаться, пока дремлющий в ней мега-потенциал будет раскрыт.

И настойчивость, с которой сегодня внедряется именно такая форма «истории успеха», - говорит о том, что обычные и не связанные с мордобоем пути к нему – для широких зрительских масс сейчас неочевидны.

...Кстати, значительная часть фильмов о Скрытом Потенциале Убийцы (это относится и к "Ультра-американцам", и к "Хитмену") в американском прокате провалилась. Складывается ощущение, что и в этот вид Успеха в передовой западной стране мало кто верит.