— 18 апреля, 2024 —
 
Войны

Обзор пропаганды. Наша, западная и террористическая

06.10.2015

Сегодня - седьмой день российской операции в сирийском небе. Как выглядит информационное сопровождение кампании - уже примерно понятно.

Россия

Министерство Обороны ежедневно собирает представителей СМИ в информационном центре и докладывает о произведённых вылетах и поражённых целях - террористических штабах, узлах инфраструктуры и скоплениях военной техники.

Участники ограниченного контингента военкоров - над которыми в информационном пространстве безусловно царят А. Коц и Д. Стешин от "КП" - передают репортажи с места.

Большинство же - около 90% информационного потока - составляют пересказы западных/арабских/украинских заявлений и оценок происходящего. В определённом смысле можно сказать, что российское медиапространство не столько следит за событиями в самой Сирии, сколько наблюдает за эффектом, производимым ими в медиапространствах других государств.

Запад

После двухдневного сосредоточения на больнице в Кундузе (госпиталь "Врачей без границ", разбомбленный авиацией США) ведущие англоязычные СМИ начисто забыли о случившемся и вернулись к предыдущей программе по обличению РФ. В частности, главной публикацией утреннего выпуска "международки" Би-Би-Си является новость о том, что самолёт РФ - уже во второй раз за последние дни - на несколько секунд нарушил воздушное пространство Турции.

Отметим, что цитируемые заявления о том, что Россия "бомбит не тех", несмотря на неделю кампании - до сих пор обходятся без фото- и видеоматириалов (за исключением фальсифицированных, взятых из более ранних публикаций). Это может объясняться как труднодоступностью медиафактуры, так и тем, что зритель западных СМИ не в состоянии отличить правильного джихад-террориста от неправильного.

Бросается также в глаза, что, говоря об "атаках русской авиации на другие оппозиционные группы, а не на ИГ", западные СМИ избегают упоминать группировку аль-Нусра, являющуюся местным подразделением аль-Каиды. И вообще предпочитают именовать все джихадистские банды и группировки "Сирийской свободной армией" - благо та существует исключительно как собирательное название и является медиа-фантомом.

Террористы

Между тем, как показывают исследования британских же СМИ, ЗРТГ* "Исламское государство" в своих пропагандистских материалах делает главный упор отнюдь не на демонстрации ультранасилия, как полагает массовый западный и российский телезритель.

Если взглянуть на материалы, опубликованные медиасетями ИГ за один месяц - то получится примерно такой разброс по тематике:

При этом большую часть раздела "боевое братство" составляют а) информационные сводки, б) демонстрация наступления, в) прославление павших, г) празднование успехов.

Большую часть раздела "мирная жизнь" составляют а) сообщения о местных "социальных сервисах" - от электричества до водопровода, б) религиозные сюжеты, в) экономическая активность г) суды, д) природа. В частности, боевики удят рыбу, смотрят на очищенные от ереси и социальной несправедливости просторы, навещают стариков с подносами конфет, катают детишек на каруселях, иногда затейливо казнят нарушителей ниспосланного свыше закона и купаются в бассейнах.

Всё это вместе, транслируемое по-английски, по-русски, по-турецки, по-арабски, по-французски и по-немецки, создаёт у аудитории ощущение хрупкой и уникальной утопии, которую приходится ежедневно защищать и упрочивать, не жалея ни себя, ни других. Однако победа неизбежна - поскольку на стороне воинов этой утопии безусловно Бог.

С учётом того, насколько процветание и социальная гармония в мусульманском массовом сознании увязана с соблюдением "чистого" следования кораническим нормам - эффективность данной пропаганды становится понятнее.

______

* Запрещённая в России террористическая организация