— 25 апреля, 2024 —
 
Войны

Повторить успех Грузии-2008: о пятничных угрозах русским от президента Турции

28.11.2015

Президент Турецкой республики Реджеп Эрдоган выдвинулся с несколькими разнонаправленными заявлениями за последние дни. В интервью западным СМИ он рассказывал о желании поговорить с В.В. Путиным, а на внутренний информационный рынок в пятницу выбросил заявление, что "Россия должна перестать играть с огнём".

При этом он по-прежнему надеется увидеться с президентом России на переговорах по изменению климата (подобные переговоры давно стали "крышей" для обсуждения действительно существенных вопросов) в Париже.

В.Путин, впрочем, встречаться и беседовать с главой Турции до принесения извинений не собирается.

Тем временем список обещанных последствий, получаемых южным соседом после бойкой атаки на русский Су-24 из засады, продолжил пополняться. Так, стала известна дата приостановки безвизового режима с данной страной - 1 января.

Потеря приблизительно 4,4 млн русских туристов в год (в свете теракта в Египте это число могло вырасти до 6-7 млн) означает потерю от 10-15 млрд долларов в будущем году (минимальная оценка, не учитывающая массу косвенных форм ущерба).

Кроме того, Турции будет нанесён урон и с неожиданной стороны. По понятным причинам в данный момент Военно-космические силы России заняты под прикрытием "Триумфов" уничтожением совместного турецко-игиловского бизнеса по продаже захваченной сирийской нефти. А это тоже миллиардные (в годовом выражении) суммы. Будущее же других энергетических проектов Турции, по странному стечению обстоятельств завязанных на Россию (речь идёт как о "Турецком потоке", так и об АЭС в Аккую) - в настоящее время более чем под вопросом.

Подводя итоги недели противостояния, стоит отметить следующее.

Как мы и писали, выражение "верности Западу" в форме резкого обрушения отношений с Россией, черёд совершать которое пришёл Турции - обернулся на практике выстрелом себе в ногу.

По факту Запад "решительно поддержал союзника по НАТО" на словах, одновременно по факту оставив его наедине с северным соседом, вчерашним партнёром, а также энергетическим и военным гигантом. И развязав в СМИ своеобразную "кампанию критики", вопрошающей: действительно ли 17-секундное (по турецкой версии) пребывание союзного самолёта над турецкой территорией есть повод его сбивать над сирийской?

В сложившейся ситуации Эрдоган ведёт себя до боли узнаваемо: твердит о желании начать переговоры, одновременно угрожая и доводя ситуацию до такого накала, при котором, по его логике, НАТОвские союзники не смогут за него не вступиться.

Образцом нынешнего поведения Р. Эрдогана всё больше и больше представляется текущий одесский губернатор М.Н. Саакашвили в его лучший 2008-й, год.

Михаил Николаевич, напомним, тоже был настропалён оставшимися в тени доброжелателями и смело, ощущая за собой всю мощь дружественного блока, бросился отвоёвывать Южную Осетию, то есть Самачабло. И был несколько удивлён, когда решительно поддержавшая его западная общественность так и осталась сочувствующим наблюдателем дикой порки, устроенной вооружённым силам Грузии 58-й армией.

Понятно, что аналогии в данном случае работают лишь условно. Турция в десятки раз сильнее Грузии как в экономическом, так и в военном отношении. С другой стороны, на фоне нынешней военной мощи России различия между грузинской и турецкой армиями являются не слишком значимыми. Впрочем, прямое "горячее" военное противостояние между 75-миллионной и 146-миллионной странами крайне маловероятно: скорее речь пойдёт о коротком конфликте и долгом периоде заморозки отношений. Во всяком случае, до изменения ситуации в самой Турции - а её перспективы ввиду случившегося выпада в адрес России достаточно затейливы.

Ибо скорее всего - Россия впредь получит основания как пересмотреть отношение к курдскому вопросу, так и усилить бомбардировки "умеренных террористов". Всё это может закончиться для Турции Эрдогана примерно тем же исходом, что семь лет назад закончилось для Грузии Саакашвили.