— 20 апреля, 2024 —
 
Войны

К обострению курдской войны в Турции

Чтобы понять, насколько запутано положение курдов в регионе, стоит взглянуть на карту

29.11.2015

Беспорядки охватили города Турции, включая Стамбул, после вчерашнего убийства курдского юриста-правозащитника Тахира Эльчи.

В целом вялотекущая война с курдами продолжается в Турции десятилетия, затрагивая главным образом юго-восточные регионы. Однако сейчас, в свете внезапно устроенного турецким руководством противостояния ещё и с Россией - курдская тема вызывает естественное внимание.

Чтобы понять, насколько запутано положение курдов в регионе, стоит взглянуть на карту (зелёным цветом обозначены регионы с курдским большинством):

Как легко заметить, "курдский вопрос" является проблемой для четырёх стран региона - Ирана, Турции, Ирака и Сирии. Впрочем, в Иране курдский вопрос хоть и стоит остро, но редко выходит за рамки отдельных терактов и следующих за ними КТО. В Ираке по итогам вторжения США 2003 г. курды фактически имеют собственную государственность. В Сирии им предоставлена фактическая автономия, благодаря чему армия республики и курды практически не замечают друг друга, но сражаются с исламистскими группировками.

В Турции же решение проблемы мирными средствами не представляется реалистичным. Турция, с одной стороны, практикует "французскую модель нации", то есть все граждане объявлены турками и единственным официальным языком объявлен турецкий (который курдскому даже не родственник: турецкий принадлежит к огузской ветви тюркских языков, курдский - иранской ветви языков индоевропейских).

С другой стороны, в Турции достаточно сильны этно-националистические настроения, в том числе и в политике правящей партии.

В результате курдов, оценка численности которых "плавает" от 6 до 18% населения республики - одновременно и интегрируют, и периодически бомбят, и лишают лидеров путём острела (что, собственно, и продолжилось вчера в городе Диярбакир, где перестрелка между курдами и полицией началась прямо во время выступления юриста Эльчи и он был убит "в результате перекрестного огня").

Нынешняя, неизвестно какая по счёту за посление 30 лет войны вспышка насилия началась в июле. Курдов в Турции представляет в основном запрещённая Курдская рабочая партия, объявившая (после вторжения Турции в Сирийский Курдистан), что перемирие с республикой далее невозможно.

Итого - имеет место быть военно-политическая санта-барбара: Турция, являющаяся союзницей США по НАТО, торгует с ТОЗР "Исламское государство" оружием и нефтью и воюет с курдами, сражающимися с врагом США ИГ. В то же время с ИГ воюют не являющиеся союзницами США Россия и Сирия, имеющие нейтральные отношения с американскими союзниками курдами и всё более ухудшающиеся с американской союзницей Турцией. Эти два американских союзника, напомним, воюют друг с другом, причём один из них (Турция) является ещё и негласным союзником ИГ, а другой (курды) пользуется негласной поддержкой США в борьбе с первым (Турцией).

Для окончательной запутанности можно было бы добавить ещё и Иран (иранские военные сражаются с ИГ, иранские курдские партизаны, находящиеся в жёстком противостоянии с Ираном дома, в Сирии также воюют с ИГ). Но схема и без Ирана трудна для понимания.

...Вчера пресс-секретарь В.Путина похвалил курдов Сирии и Ирака как наиболее эффективную в своём регионе силу по борьбе с Исламским государством. Однако ожидать от России на волне противостояния с Эрдоганом разворачивания какого-то особенно пылкого партнёрства с курдами не стоит, поскольку стратегически Курдистан - формальный и неформальный - является "дочерним проектом США". Во всяком случае, на данный момент.