— 20 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Почему Америка. О триста пятьдесят первом массовом убийстве в США с начала года

Триста пятьдесят первый с начала года массовый расстрел в США

Триста пятьдесят первый с начала года массовый расстрел в США, состоявшийся в г. Сан-Бернадино в штате Калифорния (население 200 тыс. человек, расположен в 100 км к востоку от г. Лос-Анджелеса), поднял вопрос о нездоровых тенденциях.

"Мы имеем феномен массовых убийств, какого нет ни в одном другом государстве мира", - справедливо заметил несколько часов назад президент Б.Х. Обама.

Отметим: массовым расстрелом в Америке называется случай применения оружия с четырьмя и более трупами в результате. В 2014 году таковых случаев было всего 336. В нынешнем - хотя прошло всего 11 месяцев из 12 - случаев уже 351. При этом последний, калифорнийский, по числу жертв побил рекорды за три года (четырнадцать убитых). Расстреляны двое тяжеловооружённых подозреваемых - что характерно, пара: мужчина и женщина. По данным полиции, на центр содержания инвалидов напали 28-летний Саид Фарук и 27-летняя Ташфин Малик.

В среднем в США от огнестрелов ежегодно гибнут свыше 12 тысяч человек. По этому показателю 2015 год пока несколько отстаёт от 2014 года (12220 против 12600), но к концу декабря, скорее всего, обгонит.

Обращаем внимание, что это не общее число американских убийств. Это только те убийства, что произошли с помощью огнестрельного оружия.

В 2014 году было застрелено или ранено 628 детей, в нынешнем это число достигло уже 640.

Президенту США Б.Х. Обаме с начала 2015 года пришлось делать уже пятнадцать специальных заявлений по случаю массовых убийств — о недопустимости роста насилия. Это также рекордный показатель за всё время его президентства.

Стоит отметить, что количество погибших в результате "внутренней стрельбы" американцев с 1968 года стабильно превышает количество погибших в войнах за рубежом.

Всего с 1968 по 2015 годы американцы застрелили 1 400 000 американцев.

Данная статистика любопытна в первую очередь тем, что североамериканские Штаты представляют собой передовую страну мира и, следовательно, представляют собой некую модель для остального мироустройства. В этом смысле непрерывный самоотстрел американцев можно трактовать как своего рода "латентную гражданскую войну", протекающую в вялотекущем режиме и служащую для саморегуляции системы в целом.

В обществе, столь сильно основанном на конкуренции, как США, совершенно неизбежно появление механизмов "выпуска пара" с сброса лишнего напряжения. В непрерывно соревнующемся обществе неизбежно появление "лишних людей", и институт массовых убийств, возможно, следует рассматривать как их личный способ добиться успеха.

В этом смысле стоит обратить внимание на тот факт, что значительное число массовых убийств в Америке совершается из "чувства социальной мести", но насилие при этом почти всегда направлено не на сами институты (мало кто покушается на хорошо охраняемые штаб-квартиры партий, банков и корпораций), а на ближних своих, рассматриваемых как более удачливые конкуренты. Даже если речь идёт о людях совершенно беспомощных — ибо непонятно, чем навредили двоим гражданам арабского происхождения американские инвалиды в Сан-Бернадино.

Таким образом, есть основания подозревать, что подобные инциденты — неотъемлемая часть той же социально-экономической модели, которая делает нынешние Штаты наиболее могущественной страной западного мира. Своего рода клапан сброса людей, не вписавшихся в рынок. Особенно важной данная функция массовых убийств становится в годы экономической депрессии, когда граждане начинают массово испытывать психологическую фрустрацию от разрыва между своими амбициями и своими возможностями.

Эта версия разъясняет тот факт, что в США число убийств значительно выше, чем в других - так же обильно "вооружённых", но менее конкурентных (и, следовательно, менее передовых) обществах. А также тот факт, что вся борьба с массовыми расстрелами, ведущаяся десятилетия, пока ни к чему не привела.