— 28 мара, 2024 —
 

Как труба превращается в тыкву. О хроническом недофинансировании украинской ГТС

К счастью (или несчастью) Украины её новое руководство оказалось ещё большими оптимистами, чем прежнее

Ранее на страницах «Однако» мы отмечали странную скромность «Нафтогаза Украины». Несколько лет подряд «Нафтогаз» предпочитал умалчивать об объёме вложений в ремонт и реконструкцию своей газотранспортной системы (ГТС). Наконец, спустя годы метаний и сомнений компания выложила под рассеянный взор общественности те самые данные – в рамках отчёта за 2014 год. Позволим взять на себя труд сфокусировать взор общественности на самом важном и объяснить, почему необходима ещё одна труба, идущая в обход Украины.

«Золотой век»

До 2015 года отчёты «Нафтогаза», доступные на сайте компании, заканчивались 2011 годом. Тот год был для Украины знаковым – «неожиданно» обнаружилось, что её ГТС находится в довольно изношенном состоянии, а в обход неё прокладывают другие трубы. Внезапно, несмотря на протесты таких могучих держав как Польша и прибалтийские «тигрята», в ноябре 2011 года началась прокачка газа по первой нитке «Северного потока». Фактически, по дну Балтийского моря потекли потерянные Украиной деньги за транзит.

В ответ на новые вызовы Незалежная ответила громкими разговорами. Для начала – о модернизации и реконструкции ГТС. Была проведена оценка затрат. Так, эксперты Mott MacDonald (международная консалтинговая компания со штаб-квартирой в Великобритании) насчитали, что Украине необходимо вложить в «трубу» 4,8 млрд долларов за 7 лет (примерно 686 млн долларов в год). Прогноз выглядел довольно оптимистично. Конечно, у экспертов оставались какие-то вопросы к состоянию оборудования компрессорных станций, но лиха беда начало! Дело было за малым – найти нужную сумму. Но с поиском финансирования сразу не задалось, так как желающих вкладывать деньги в украинскую трубу на украинских условиях («дайте денег и не мешайте жить») почему-то не нашлось. Тем не менее, в 2011 году было объявлено, что на ремонт и реконструкцию ГТС будет направлено 3,1 млрд гривен (примерно 387 млн долларов по курсу того года). Сколько в итоге было направлено – история умалчивает. Но щедро примем эту сумму за данность.

Вслед за конфузом с «трубой» начались поиски инвесторов на других направлениях. Заключались серьёзные контракты с Китаем: три завода газификации угля (в Луганской, Донецкой и Одесской областях), переход на водоугольное топливо в электрогенерации. Украина получила целевой кредит под госгарантии. Также с КНР прорабатывался проект строительства заводов по производству синтетического природного газа. Первую очередь луганского завода должны были ввести в эксплуатацию до 2015 года. Итог всех до единого проектов известен. К ним можно добавить непотопляемую тему СПГ-терминала, которая уже 15 лет по дикой синусоиде то уходит под воду, то ко времени всплывает, чтобы будоражить умы неподготовленной аудитории чарующими картинами поставок голубого топлива из Норвегии и Катара. Помнит ли кто-нибудь, что поставки из Катара к настоящему моменту должны были стать повседневностью украинской жизни и обходиться казне Незалежной в два раза дешевле «тоталитарного» газа из России? Боимся, что даже ответственные люди не помнят об этом.

Отдельного краткого упоминания стоит сланцевая история. Здесь и 5 трлн куб. м сланцевого газа, и блестящие перспективы Shell и Chevron, и выход на самообеспечение газом к 2020 году. Всё прожектёрство было забыто и пошло прахом в горниле гражданской войны и общей недееспособности новых украинских властей, делающих всё, чтобы представить времена «кровавого диктатора» Януковича золотым веком.

Золушка ищет принца

К счастью (или несчастью) Украины её новое руководство оказалось ещё большими оптимистами, чем прежнее. Может оно и относилось к своей газовой отрасли как злая мачеха к Золушке, но в то же время светлые головы «гетьманов» не покидала мысль, что Золушка эта ещё ого-го и её можно выгодно спихнуть какому-нибудь принцу. Не американскому, конечно, но уж немецкому, французскому или на худой конец польскому – однозначно. Только этой светлой мыслью можно объяснить попытку продать операторскую функцию на украинской ГТС.

Суть в том, что правительство Украины решило создать оператора, который будет управлять газотранспортной системой, инвестировать в неё и жить на копеечку за транзит. Особо чарующей находкой было то, что долю в этом операторе предлагалось купить зарубежным компаниям, но доля не могла превышать 49%. Разумеется, российские компании к торгам даже не планировали допускать. Но падких на золушек принцев отчего-то не нашлось. То ли ориентировочная стоимость вхождения в бизнес отпугнула переживающих кризис европейцев, то ли зависимость актива от одного поставщика, которого даже не пригласили к участию, то ли износ актива, который способен съесть инвестиций в размере чистой прибыли пары-другой крупных компаний. Возможно, желающих отпугнул тот факт, что операторство не означает владения. Кто знает, но украинская Золушка до сих пор стоит посреди бала совершенно не востребованная ни одной особой монархических кровей. А привлекательность её с каждым часом утекает.

А привлекательность в данном случае связана с объёмом прокачки транзитного газа и состоянием ГТС. Напомним, что транзит российского газа в Европу по территории Украины в 2013 году увеличился на 3,2% (на 1,9 млрд) – до 86,1 млрд куб. м. Но в 2014-м его объём составил всего 62 млрд куб. м (по данным годового отчёта «Нафтогаза»). Для сравнения, по тем же данным, по «Северному потоку» было передано 34 млрд куб. м газа, по газопроводу «Ямал – Европа» – 37 млрд куб. м, а по «Голубому потоку» – 14 млрд куб. м. Если верить этим данным, то обходные маршруты в прошлом году задействовались практически по максимуму – избыток составлял всего 6 млрд куб. м. Если, конечно, считать, что 18 млрд куб. м «Северного потока» приходится резервировать под мифических поставщиков, желающих подключиться к газопроводу OPAL (продолжение «Северного потока» в ЕС мощностью 36 млрд куб. м). А ведь было время, когда украинская ГТС брала на себя 95% поставок российского газа.

Но что с ремонтом и модернизацией? Возможно, за прошедшие годы украинские власти взялись за ум и стали вкладывать деньги в ГТС? И эти данные мы можем найти в новом отчёте. На странице 173 в таблице «Себестоимость реализации» находим пункт «Затраты на ремонт и обслуживание». Так как иных данных по теме не приводится, видимо, это и есть искомое. Тут мы узнаём, что в 2013 году (при «кровавом тиране») на ремонт и обслуживание было затрачено 794 млн гривен, а в 2014-м (после победы «революции достоинства») – 667 млн гривен. Обе суммы сильно отличаются от 3,1 млрд гривен 2011 года. А если перевести их в доллары, то разрыв, учитывая двухкратный обвал гривны в 2014 году (с последующим пробитием потолка в 20 гривен за 1 доллар), окажется ещё более впечатляющим.

Говорят эти данные уже не просто о хроническом, но о катастрофическом недофинансировании газотранспортной системы Украины. Если зарубежные оптимисты рекомендуют вам вкладывать 686 млн долларов ежегодно, а вы вкладываете, по самому оптимистичному раскладу, 51 млн долларов, то итог всем понятен – инфраструктура умрёт, прокачивать по этой ГТС газ станет невозможно. А альтернативы ей пока нет. Вот и идут зарубежные компании к поставщику газа, чтобы вместе построить новую трубу, которая пойдёт мимо Украины.

И в этой «незалежной» сказке прекрасный немецкий, французский или польский принц не побежит искать незнакомку по туфельке. И дело даже не в том, что незнакомка не столь привлекательна, как ей самой кажется. А в том, что серьёзный принц обеспокоен не беготнёй за каждой растеряхой, у которой с ног слетает обувь – ему нужно заключить выгодный династический брак. И Золушка в этот расклад уже не вписывается. Скоро полночь. И «труба» превратится в тыкву.