— 26 апреля, 2024 —
 
Будущее

Как христианство, создав Запад, сбегает от него на Дальний Восток

«Пост-христиане» сегодняшнего Запада – это по большей части не бунтари в поисках Правды и не убеждённые скептики в поисках научной истины, а просто «незаинтересованные».

Уважаемые читатели!

Как сообщает нам агентство «Гэллап», за последние несколько лет в главной стране западного христианства число христиан сократилось на 7%. Если в 2007 году 80% граждан считали себя христианами, то сейчас таковых всего 75% (Данные агентства «Пью» ещё круче: они констатировали общее падение числа американских христиан до 70%.).

При этом число людей без убеждений выросло с 16 до 20%. Особенно сильно упало число христиан среди молодёжи – до 62%

Если вам интересно, при чём тут прогресс и означает ли это смерть главной религии Земли – давайте об этом поговорим.

…Уточним важный момент. Главное сокращение числа христиан в США идёт за счёт последователей «классического протестантизма» - то есть той самой суровой и рациональной ветви западного христианства, носители которого завоёвывали фронтир, разводили рабов, трудились в поте лица, строили промышленный хребет Америки и так далее.

Как отмечают комментаторы – потери в среде верующих идут в основном за счёт «поколения миллениума» (именующего себя также Поколение Некст, Поколение Игрек, Поколение Сети, в общем, граждане 18-33 лет). И оно уходит не просто от религии – оно старается отсутствовать в жизни мира вообще.

Характерной особенностью этого многоимённого поколения является их отказ от вообще любых социально-политических и экономических позиций. Это те же люди, что не желают вступать в профсоюзы (их численность просела за несколько десятилетий на порядок), жениться (сейчас среди этих граждан женаты 26%, в то время как «молчаливое поколение» 1940-50-х в их годы было уже женато на 65%), голосовать (50% из них «политически независимы») и даже строить свою жизнь самостоятельно (50% живут с родителями).

Кстати, похожие тенденции отмечаются и в главной католической стране мира – Бразилии. Там тоже падает число христиан. Кроме того, «хардкорные» католики активно переходят там в пляшущий евангелизм, находящийся уже на грани собственно религии и «позитивных психотренингов».

У меня есть версия, уважаемые читатели, почему всё так.

Штука вся в том, что религия в своём социальном измерении является способом мобилизации перед лицом коллективных т.н. вызовов и задач. И отказ от религии – это в данном случае лишь элемент отказа от социальной мобилизации. Непонимания, зачем она вообще нужна и что это такое.

Современный откат от религии не имеет ничего общего с послереволюционным отказом от религии в России сто лет назад. Тогдашнее «Бога нет!» означало в переводе скорее непризнание власти церкви как официозного государственного института (она воспринималась как часть административной казённой реальности и пострадала вместе с ней – в отличие от христианской морали, спокойно пережившей в России весь XX век сперва под именем советской, а затем снова христианской).

«Пост-христиане» сегодняшнего Запада – это по большей части не бунтари в поисках Правды и не убеждённые скептики в поисках научной истины, а просто «незаинтересованные». У них нет интересов и задач, требующих религиозного вдохновения и религиозной мотивации (грубо говоря, в "Уолмарте" и так всё есть).

А теперь – самое любопытное. Имеется страна, где число христиан растёт – примерно на 7% ежегодно. В 1980 году в этой стране было примерно 10 млн христиан, в 2007 – 60 млн, в нынешнем году их число оценивается в 100 млн. Если так пойдёт дальше – то главной «христианской нацией» лет через пятнадцать станет Китайская Народная республика.

Исследователи, что любопытно, увязывают распространение христианства в Китае с тем, что «традиционные учения вроде даосизма, конфуцианства и буддизма зачастую плохо сочетаются с прогрессом – в то время как христианство здесь видят как религию развития». Отмечается также, что христианские деноминации успешно распространяются в Китае в том числе и среди образованных граждан.

Иначе говоря – каким-то не до конца понятным образом христианство уходит из уже «развившихся» стран туда, где бум созидания, где гоняют суперскоростные поезда, к тем, кто роет никарагуанские и таиландские каналы, снимает фильм «Мечта о космосе» и планирует лунные станции. Оставляя страны, где изобретают новые айфоны и картинно сажают «Фальконы-9», медитировать по-научному, питаться брахманскими салатами и Искать Свою Внутреннюю Суть.

…Я это всё к чему, уважаемые читатели. В начитанной среде ухоженной интеллигенции (московской ли, нью-йоркской ли, парижской ли) популярна простенькая мысль о том, будто христианская религиозность есть верная спутница деградации, мракобесия и одичания. В то время как её отсутствие – напротив, спутник всеобщего образования и благоденствия.

Однако есть основания полагать, что противопоставление религиозности и интеллекта – это «наследственная болезнь» строго европейской цивилизации с её многовековым противостоянием учёных и церковных институтов, претендовавших на одно и то же поле всеобъемлющей власти над умами.

В странах же, исторически лишённых европейского опыта, само противопоставление «веры и науки» воспринимается как ложное. И их опыт показывает, что на деле религия – это, грубо говоря, не про «как всё устроено», а про «зачем».

И если в современном мире христианство, построившее Запад, сбегает от него на Восток – это что-то да значит.