— 26 апреля, 2024 —
 
Войны

Когда у нас под боком снова будут править талибы

Происходящий захват ТОЗР "Талибан" южной провинции Афганистана Гильменд имеет гигантское значение для будущего всей страны и - в перспективе - Центральной Азии.

27.12.2015

Происходящий захват ТОЗР "Талибан" южной провинции Афганистана Гильменд имеет гигантское значение для будущего всей страны и - в перспективе - Центральной Азии.

Как отмечают аналитики, в настоящее время официальное правительство, сидящее в Кабуле, контролирует в полной мере лишь три из четырнадцати округов этой провинции. Один округ поделен между инсургентами и правительством, а остальные десять официально или фактически находятся под контролем первых.

В своё время (10 лет назад) Гильменд, где значительная часть жителей поддерживает талибов, был отвоёван у них фактически силами американских и британских войск. После вывода большей их части из Афганистана немедленно началась талибская реконкиста. Талибы потратили около года на медленное продвижение от округа к округу, в результате чего произошло фактическое окружение столицы провинции и захват наиболее важных транспортных артерий.

Значение Гильменда - не только в том, что это основной центр производства опиума в Афганистане. В случае взятия провинции под полный контроль талибы получат, во-первых, базу для распространения своего контроля на весь юг Афганистана (в соседствующих с Гильмендом провинциях они также имеют значительные позиции). А во-вторых - если они сумеют укрепиться в Гильменде, он станет базой для их постепенного "минирования Кабула".

Стоит отметить, что западные комментаторы не рассматривают нынешнее афганское руководство и его армию в качестве действенного инструмента противостояния талибам. Они отмечают глубокую коррумпированность вооружённых сил Исламской республики Афганистан, а также тот факт, что многие их подразделения существуют только на бумаге - фактически командиры подразделений получают и присваивают средства на их содержание, в то время как зачисленные в армию военные либо живут своей жизнью, либо вообще могут давно в реальности влиться в ряды инсургентов. Таких именуют "воинами-призраками".

Газета "Гардиан" предполагает, что остановить продвижение "Талибана" смогут скорее американо-британские спецназовцы. Полная потеря Гильменда, купленная значительным числом жизней западных солдат (британцы, к примеру, понесли там большую часть своих потерь) стала бы "слишком большим ударом" для западной коалиции. И если продвижения талибов до сих пор толком не замечало западное общественное мнение - то захват ими столицы Кашкаргаха спровоцирует у семей погибших вопрос, ради чего, собственно, продолжалась 14-летняя военная кампания.

В случае же если Запад не решится на полномасштабное вмешательство – вопрос повторного падения Кабула в руки талибов может оказаться лишь вопросом времени. Это вряд ли произойдёт в 2016 году – однако талибы продемонстрировали свою терпеливость.

Следует заметить, что талибы, являющиеся вне всякого сомнения вполне зверским фундаменталистским объединением (в их активе множество публичных казней, уничтожение памятников культуры и прочие действия, в последнее время ассоциирующиеся с ТОЗР ИГ) – имеют от более «модных» игиловцев одно серьёзное отличие.

Они не имеют амбиций на глобальный халифат. Если ИГ за несколько лет своего существования пустило метастазы в Сирии, Ливии, Центральной Африке и самом Афганистане – то все «зарубежные отделения Талибана» по факту сводятся к области, ограниченной расселением пуштунов в Пакистане.

В последние дни серьёзное осуждение вызвало заявление специального представителя президента России по Афганистану Замира Кабулова о том, что «интересы талибов объективно совпадают с нашими». Данное заявление глубоко спорно в стратегической перспективе (талибы в своё время морально и финансово поддерживали терроризм на российском Северном Кавказе), однако – с учётом цинизма реальности – справедливо в отношении перспективы ближайшей. Ибо «Талибан» активно сражается не только с правительством в Кабуле и американо-британскими войсками, но и с местными отрядами ИГ.

Безусловно, талибский Афганистан будет крайне неприятным соседом для Евразийского Союза. Однако "Афганская провинция Халифата" будет прямой и непрерывной угрозой.

А вариант сохранения у власти в Афганистане нынешнего правительства становится всё менее и менее вероятным.