— 20 апреля, 2024 —
 
Будущее

​Почему у Мордора получилось. Простые рецепты преодоления кризиса

Профессор РВЭШ Олег Морковин - о том, как Мордор пошёл за своей мечтой и почему Российская Федерация недостойна называться его именем

Профессор РВЭШ Олег Морковин - о том, как Мордор пошёл за своей мечтой и почему Российская Федерация недостойна называться его именем

Недавнийинцидент с переводчиком Google,стараниями гражданскихактивистов Украины начавшим переводитьназвание Российской Федерации как«Мордор», вызвал совершенно необоснованноечувство успеха у этих активистов.Именовать современную РФ Мордором —значит делать нашей стране незаслуженныйкомплимент.

Стоитвспомнить, что литературный Мордор былкрупнейшим и эффективнейшим государствомсвоей эпохи. Государством, далекопревосходящим противников в экономическом,техническом, военном отношениях.Государством, фактически приблизившимсявплотную к «концу истории» - и побеждённымлишь в результате диверсии зомбированныхшахидов, заставляющей нас лишний развспомнить об атаке 9/11 и опасностимирового терроризма.

Многие уроки вымышленногоМордора — с поправкой на экономическиеи гуманитарные реалии современногомира — могут послужить сегодня вполнедейственными моделями для решениявызовов, стоящих сегодня перед реальнымистранами в кризисный период.

Есть несколько простых«рецептов Мордора», которые можновнедрить уже сейчас.

  1. Сервусный рынок

Одним из главныхфакторов, тормозящих преодолениепоследствий глобальногофинансово-экономического кризиса,является отсутствие новых инновационныхтехнологий при перенасыщенноститрадиционного потребительского рынка.Эпохой востребовано открытие новыхрынков и новых ресурсов.

Как известно, зачастуюновое — это хорошо забытое старое. Внынешних условиях лежащим на поверхности«новым» рыночным ресурсом могут статьлюди.

Человек за последниевека стал своего рода священной коровой.Отчасти это объясняется неприятнымиинцидентами середины XXстолетия, вызвавшимиэффект маятника и перекос в сторону«неприкосновенности человека», граничащейс неприкасаемостью.

Однако стоитвспомнить, что крупнейшие деятелидемократического мира относились кнеприкосновенности отдельных человеческихединиц и даже целых неэффективныхсообществ куда более трезво.

Так,популярнейший президент США ТеодорРузвельт, говоря об оптимизациичисленности автохтонного населенияСША колонистами, заявлял: «Истреблениеиндейцев в конечном счёте было какблаготворно, так и неизбежно».

Выдающийсяпремьер-министр Великобритании сэрУинстон Черчилль, лауреат Нобелевскойпремии, писал: «Я не считаю, что поотношению к аборигенам Австралии быласовершена несправедливость — высшая,лучшая раса пришла и заняла их место».

Я привожуэти цитаты не для того, чтобы оправдыватьдействия цивилизованных государств, внастоящее время однозначно осуждённыеих руководителями, но для того, чтобынапомнить: мир меняется, и нужно бытьгибким, чтобы не оказаться носителемустаревших ценностей. А новое, напомним— это зачастую хорошо забытое старое.

Итак, еслилидеры и конструкторы нынешнегосвободного мира не видели ничего плохогов истреблении неэффективных обществ,то почему сегодня мы не можем расширитьграницы человекоприменения в интересахрынка и прогресса?

В первуюочередь необходимо возродить сервусный рынок. На планете существуют миллионылюдей, не имеющих работы и не востребованныхна рынке труда в своём нынешнем качестве— наёмных работников с гигантскимперечнем отягощающих нанимателя прави отсутствием гарантий постояннойслужбы. Однако эти же люди могли бы бытьвостребованы в качестве предметапожизненной аренды.

Речь идёт одобровольном ограничении прав личности,передающей себя в пользованиеприобретателя. Такая форма торговыхвзаимоотношений безусловно оживитинтерес к человеку как ресурсу. Вчеловека, на которого вы имеете праваесли не собственности, то аренды, выпо-настоящему можете спокойно вкладываться.Вы знаете, что он будет выполнять именноте функции, которые вам нужны. Навыки,которым вы его обучите, он будетиспользовать именно для вашей пользы,а не для чьей-либо ещё. Наконец, приобретаятакого человека, вы сможете контролироватьего образ жизни и гарантировать себятаким образом от возможных последствийалкоголизма, наркомании и т. д.

Легализациясервусного рынка позволит пресечьнелегальную человекоторговлю, оборотыкоторой в современном мире достигают30-50 млрд. долларов в год. Я уже не говорюо том, как благотворно скажется легализациярынка на качестве товара.

По самымминимальным оценкам Института человеческихресурсов РВЭШ, рынок сервусной арендысоставит порядка 600 млрд долларовежегодно в первые же годы — с перспективамироста до 3 трлн уже через пять лет.

Мало того,что приобретаемых людей можно будетобучать по специализациям сексуальныхтерапевтов, домашней прислуги, полевыхи индустриальных работников — возникнетещё и мощный вторичный рынок, где можнобудет торговать как самими арендованнымилюдьми, так и разного рода финансовымиинструментами на их основе.

  1. Эфтаназиум

Недавнобельгийский суд принял революционноерешение в отношении расширения правлюдей на распоряжение своей жизнью,разрешив 23-летней гражданке на основаниипростого отвращения к жизни, безбиологических отклонений, эфтаназию.

Это решениевселяет в нас надежду, что эфтаназийныйрынок не ограничится нынешними узкимирамками. Коль скоро процесс добровольногорасставания с жизнью декриминализован,нет препятствий к тому, чтобыкоммерциализировать его, сделавдлительным, зрелищным, востребованным.

Либерализацияэфтаназийного рынка позволит возродитьуже при нашей жизни такие легендарныеформы общественного досуга, какгладиаторские бои, сражение людей сдикими зверями на арене, разного родазапоминающиеся способы нарушенияцелостности человеческого тела и пр.Стоит отметить, что один из ужеупоминавшихся ранее мною в другой статьепередовых мировых брендов — ТОЗР ИГ —практикует часть данных шоу с неизменнымуспехом у зрителей и инвесторов.

Кстати,использование эфтаназийщиков-контрактниковпозволит не просто симметрично, но иэффектно отвечать на вызовы мировоготерроризма.

Я уж не говорюоб использовании пост-эфтаназийноготканевого материала в гастрономическомбизнесе.

  1. Дегуманизм

Нынешняявойна за расширение прав разного родаугнетаемых групп (устаревшее название- «меньшинства») близится к завершению.Она объективно упирается в исчерпаниевозможностей роста, а любому экономистуизвестно, что в случае исчерпания такихвозможностей в рамках одного контураследует искать другой.

В нашем случаерост рынка прав угнетаемых групп людейсдерживается необходимостью удерживатьсяв рамках одного и того же видовогопонятия — Человечества. И тут снова нампоможет «рецепт Мордора» - быть людьмивовсе не обязаловка, но просто одна изопций. Личность в XXI векевправе выбирать себе не только идентичностьили внешность, но и видовой статус.Личность вправе модифицировать себя всоответствии с требованиями рынка — иэто, в сочетании с современными иперспективными достижениями генетики,даст нам множество новых креативныхрас, а экономике — мощный толчок кразвитию.

...Об «урокахМордора» можно говорить ещё долго. Важнопомнить, что в отличие от упрощённойсхемы Дж. Р. Р. Толкина, писавшего вконечном счёте сказку для детей — новыймировой мордор должен строиться напредставлениях о свободе личности. Втом числе — и свободе личности наполезное использование, продажу, сдачув аренду и другие формы реализации себя.

Novus Mordo Seclorum.


Кадры из х/ф "Властелин Колец" New Line Cinema