— 29 мара, 2024 —
 
Будущее

​Кремль снесёт Гугл-бунт, или Почему у киборгов получится

Профессор РВЭШ Олег Морковин о начале работ по созданию "солдатского мозгового чипа" в исследовательском агентстве США DARPA и последствиях для России и других стран

На минувшейнеделе исследовательское агентствоДепартамента обороны США — DARPA– объявилоо начале работ по созданию вживляемогов солдатский мозг чипа, который обеспечитнастоящее полномасштабное общениечеловеческого мозга и компьютернойсистемы.

Как поясняютучёные, «все нынешние нейро-компьютерныеинтерфейсы подобны модемам 70-х. Апредставьте себе широкополосную связьмежду солдатом и компьютером».

Небольшой имплантразмером в 1 кубический сантиметр будетдействовать фактически как оцифровщиканалоговых сигналов, идущих в мозг понейронам. Электрохимические сигналыбудут превращаться в нули и единицы иотправляться компьютеру, а затемнаоборот. Задача состоит технически втом, чтобы построить миллионы оченькрошечных искусственных рецепторов,способных принимать и передаватьсверхслабые разряды от человеческихнервных клеток. Зато когда эта задачабудет решена — восприятие солдатарасширится за счёт данных, полученныхс помощью техники. Солдат Армии СШАбудет слышать, как бьётся сердце мышив сотне метров от него и видеть, какползёт в траве террорист в миле впереди.По сравнению с любыми другими солдатамион превратится в супермена среди слепыхи глухих.

Практическиречь идёт о том, чтобы сделать военнослужащихамериканской армии первыми киборгамив настоящем смысле.

Стоит поговоритьо том, какие переспективы исследованияв этом направлении открывают для Россиии человечества вообще.

Что касаетсяРоссии, да и вообще государств-изгоев,не включённых в мировую сеть«разработок-и-сервисов» — то они присохранении наметившихся трендов вразвитии техники очень скоро станутанахронизмами и исчезнут.

Понятно, чтокиборг-интерфейс, вживляемый военнослужащим— это лишь первый этап. В американскойделовой практике обычной является передача военных технологийгражданским разработчикам и их быстраякоммерциализация.

В случае с нейро-интерфейсамиочевидно, что именно они станут основойпрорыва в экономике и нового технологическогоуклада. Они будут способны усиливатьне только зрение и слух — они вообщесмогут модулировать человеческоевосприятие.

Представьте себепереворот, который это произведёт,например, на рынке продуктов питания.Вся нынешняя индустрия по разработкеусилителей вкуса, подсластителей ипроч. исчезнет — и будет заменена наиндустрию программных кодов, способныхсоздавать самые фантастические вкусовыесочетания. Фактически во всех магазинахсмогут продавать лишь воду без газа,мацу и тофу — своего рода болванки-носители,на которые пользователи самостоятельносмогут скачивать любой вкус. Кто быотказался от мацы со вкусом свиных ушейили кальмара, от соевой массы со вкусомморского гребешка в остром соусе и такдалее?

Я не специалист, яэксперт, но даже мне очевидно, что этолишь один аспект. Очень скоро большаячасть ощущений будет скачиваться людьмина свои устройства, которые навернякабудут называться Google Brain илиiHead, а всяреальность превратится лишь в болванку.Более того — сам человек начнётсправедливо рассматривать себя какболванку или девайс, на который можноустанавливать различные программы ирасширения.

В этомпрогрессе, на первый взгляд строгопотребительском, на деле просматриваетсямощнейший инструмент политическоговлияния развитых демократий наавтаркические режимы.

Все мы помним,что сумели сделать с Ливией обладателиобычных смартфонов с установленнымина них приложениями от соцсетей.

Представьтесебе, что население некоей диктатурына 80% имеет установленные на мозгпрограммы мировых производителей. Оноориентируется в родном городе по GoogleMaps, помнит не собственнойпамятью, а Google Docks, покупаетновые вкусовые, сексуальные и пьянящиеощущения в мозговом магазине, установленномв мозг производителем. Даже его внешнийвид представляет собой дополненнуюреальность — зачем женщине следить зафигурой и одеждой, зачем мужчине качаться,если за гораздо меньшие деньги и с кудаменьшими затратами энергии они будутв состоянии купить себе GoogleBeauty или GoogleFit, скачать на свою дерюгуApple Couture —и быть друг для друга красивыми безусилий?

...И вотдиктатор в его смешном мундире смедальками объявляет о запрете интернетав стране и противостоянии с развитыммиром.

Его подданные,лишённые своевременных обновлений,немедленно оказываются с голым тыломпосреди тревожного мира — мира, лишённогорадости и ярких ощущений, мира, в которомони просто ходят по тусклым улицам, едятпищевой рацион, пьют воду и выглядяткак попало. Есть все основания полагать,что они снесут его сами за сутки.Гугл-бунты будут страшнее для любойвласти, чем все жакерии прежнего времени.Это отрезвит любых диктаторов и сделаетих куда более уступчивыми и покладистымив их отношениях с передовыми странами.

Строго говоря,в гонке воображений, которая развернётсяв ближайшие годы на планете, в схваткеза власть над человеческими удовольствиямидемократиям не гарантирована победа.Возможно, что наиболее крупные автаркииокажутся в состоянии разработатьсобственную дополненную реальностьдля своих граждан.

Это, увы,говорит лишь о том, что в наступающейэпохе киберпанка нельзя делать ставкулишь на киберпопсу и розовые сопли.Демократическим странам придётсяразрабатывать и меры превентивнойнейрозащиты — такие как программымассовой паники, депрессии, суицида инеконтролируемой ярости для населениявраждебных режимов. В идеале любойдиктатор должен знать, что над нимдамокловым мечом заведомо виситнейровоенный спутник — и стоит емувыступить против универсальных ценностей и прав, задеть интересы демократических государств в своей стране,как его преданные граждане превратятсяв толпу обезумевших, рвущих друг другазомби.

Эта картиназаставляет нас снова вспомнить старуюистину: добро и просвещение всегда побеждают зло и невежество.