— 25 апреля, 2024 —
 
Будущее

Илон Маск, международный авантюрист, хочет русских денег

очередной "проект" околотехнического мошенника Маска, не известного ни одним успешно реализованным проектом, зато известным кучей шоу, вранья и распилом гос.бюджета

"Hyperloop ведёт переговоры о запуске сверхзвукового поезда в РФ".

Для тех, кто не в курсе.

Hyperloop (далее HL) - это очередной "проект" околотехнического мошенника Маска, не известного ни одним успешно реализованным проектом, зато известным кучей шоу, вранья и распилом гос.бюджета.

HL предполагает сверхбыстрое перемещение поезда в трубе, в которой создан почти что вакуум. Для решения вопроса трения и движения предлагается маглев, т.е. поезд будет лететь над полотном. Помимо всего этого предлагается стандартный набор модных мемов, как то энергоэффективность, солнечные батареи, экономия, рекуперация, и так далее.

Для продвижения продукта используется стандартная, знакомая всем участникам российского тендерного рынка, схема - зарегено 2 фирмы, которые типа "конкурируют". Ну то есть, если надо освоить 10 миллиардов, одна выдвинет предложение на 9.9 миллиарда, а вторая - на 9.8, честно победит в условиях конкурентной борьбы, так сказать.

Теперь к матчасти - что по факту есть.

Ничего.

Нет работающего прототипа, нет технических параметров предполагаемого прототипа.

Примерно как с предыдущим кидаловом, "настенной батарейкой, экономящей энергию", которая была обещана в прошлом году и с момента презентации "уже почти готового продукта" поменяла пару тех.параметров и тихо исчезла.

Теперь про то, почему ничего не будет.

Одиночные компоненты решения существуют и работают - есть маглев (например, в Шанхае), но их технические и экономические параметры, а также масштаб - несопоставимы даже на уровне порядков.

Техническая задача по поддержанию вакуума в трубе в сотни километров теоретически решаема, на практике стоимость обслуживания такой системы, её устойчивость к внешним факторам, энергозатраты - всё это огромно.

В цену дополнительно ложится то, что система может перевозить только пассажиров - в отличии от обычной железной дороги, даже высокоскоростной, по которой можно, соблюдая скоростной режим, перевозить грузы. Чтобы был понятен масштаб, масса пассажирского вагона в HL - около 5 тонн, масса обычного вагона-цистерны с нефтью - около 90 тонн. Масса, что будет сюрпризом для многих гуманитариев, любящих обсуждать хайтех-новости - вот масса никуда не девается, так сложилось на планете Земля, что, невзирая на вид подвески, давление сверху вниз будет присутствовать. С учётом скорости движения сложность одних только опор - отдельная тема. У того же шанхайского маглева бетонные подушки под опорами имеют до 85 метров в толщину.

Система с этими бесконечными трубами должна ещё учитывать и такой момент, что при любой аварии и разгерметизации надо дать возможность людям выжить, а следовательно должен быть механизм аварийного поступления воздуха, иначе люди в поезде очень быстро умрут. Как всё это будет реализовано - неизвестно, потому что нет даже работающего прототипа всей системы. Но можно представить себе ситуацию "разгерметизация трубы" - давлением дырку резко увеличит, после чего в трубу врывается поток воздуха и труба быстро разрушается.

Цена и сложность обеспечения магнитной подвески на расстояниях в сотни километров также является высокой, особенно учитывая, что новосозданные модные стартапы, пригласившие известных дизайнеров и маркетологов, как-то забыли про инженеров с профильным опытом. Видимо, опыт вида "мы за гос.счёт будем ракету ронять на баржу сколько хочешь раз, вдруг чё получится", наглядно показывающий уровень проектировщиков и инженеров, считается успешным.

В комментариях иногда предполагается, что для экономии энергии будут использоваться постоянные магниты из сплавов с редкоземельными элементами. Что ж, осталась мелочь - произвести столько магнитов. Как положено при острой форме монетаризма головного мозга, заклинание "раз у нас есть возможность взять кредит на миллиард, то это равняется тому, что у нас уже есть работающий завод, оцениваемый в миллиард" произносится в качестве ответа на подобные вопросы. Главное ведь обсудить выход на рынок, дизайн, структуру сбыта, а что мировая промышленность просто столько не производит - это ж несущественная мелочь, ведь в сознании монетариста циферки на банковском счету влекут за собой синтез покупаемых материальных ценностей прямо в момент оплаты.

Вопросы по части получения энергии из рекуперации, а также солнечных батарей - смешны, так как не покроют собой даже затраты на освещение этой конструкции - зато те же батареи увеличат ещё более массу этой трубы. Просто представьте, что труба диаметром в несколько метров должна быть герметичной при любой погоде и температуре, выдерживать краткосрочные перепады нагрузки (когда пролетает поезд), а также иметь запас прочности от различных форс-мажоров, и при этом будет находиться в воздухе на опорах.

Что же интересно в данном случае?

В основном то, что стандартная схема "сымитируем хайтех для гос.структуры и, красиво всё обрисовав, распилим выделенные средства, а потом тихо замнём результаты", не просто случилась не в России, а случившись в США, хочет получить финансирование из России.

Достаточно приятно, конечно, что под крики о порваной в клочья экономике американский хайтех-стартап ищет инвесторов из России, в том числе на гос.уровне, но вопрос в другом.

У нас же вроде как было МММ.

Никто не против, чтобы конкретный венчурный фонд привычно разворовывал бабло инвесторов, ссылаясь на высокорисковые вложения в хайтех, а по факту приходя к такому проекту и говоря "от инвестиции 40% налом мне, я все риски закрою".

Мы просто и так уже даром кредитуем американскую экономику, покупая трежерис с околонулевой доходность.

Может, в этот раз пронесёт?