— 29 мара, 2024 —
 
Экономика страны

Или дети будут гореть. К необходимости коренной реформы банковской системы РФ

Самая главная и, безусловно, самая страшная новость последних дней пришла к нам не из воющей Сирии и не из пытающегося «замириться» Донбасса, а из мирного русского города Ульяновска

Самая главная и, безусловно, самая страшная новость последних дней пришла к нам не из воющей Сирии и не из пытающегося «замириться» Донбасса, а из мирного русского города Ульяновска. Где озверевший "коллектор", выбивая жалкий долг, образовавшийся в результате получением местным пенсионером «микрокредита» на четыре тысячи рублей, не нашел ничего лучше чем швырнуть в окно должника бутылку с зажигательной смесью.

В результате чего двухлетний ребенок едва не сгорел заживо.

И ни общество, ни власть, разумеется, просто не могли на это не отреагировать. Слишком серьезна сама тема и слишком чудовищно её воплощение. В этой дикой истории дико всё. Сообщается, к примеру, что поджегший дом и людей в нем — бывший сотрудник правоохранительных органов. Он был уволен из полиции в 2008 году за кражи. А потом стал работать коллектором. Что, в общем-то, уже многое говорит о том, откуда именно «черпают кадры» в данной сфере профессиональной деятельности.

Работы было много.

Ничего удивительного.

За исключением чуть не сгоревшего заживо ребенка – ситуация для современного отечественного «рынка определенных услуг» вполне себе даже обыденная и рядовая. Нравы и «особенности организации труда» там такие, что совершенно не случайно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что работу коллекторских агентств в России необходимо, как минимум, приостановить. Вот, дословно: «В связи с участившимися случаями беспредела со стороны коллекторов необходимо полностью приостановить деятельность коллекторских агентств до принятия соответствующего закона, который бы строго регламентировал их работу».

Это справедливо, но недостаточно.

Тут ведь в чем дело: не «коллекторское агентство» поставило, по сути, человека на «счетчик». А действующая вполне законно и даже в этой – вопиющей – ситуации, можете быть уверены, безнаказанно «микрокредитная организация». Которая завтра вполне спокойно пошлет «коллекторскую пехоту» также убивать, насиловать, и вообще «выбивать долги». И то, что за куда меньшие «проценты» даже в средневековой Европе устраивали «погромы», ни этих тварей, ни «закон и законодателей» не смущает и, сколько не бейся, не останавливает. Кто там и как кого будет жечь, их не волнует: мелкокриминальной «пехоты», служащей в разного рода «коллекторских конторах», на их век хватит, а им – некогда, им надо прибыли с оборота считать.

Но и это еще не всё: можно, в принципе (и нужно!) запретить и эти «микрокредитные организации». И это тоже не решит дела до конца, они просто окончательно «уйдут в тень» и будут действовать с чуть меньшим размахом, хотя и это, в принципе, хорошо.

Но полностью проблем – не решает.

Ибо если у рынка есть «запрос на микрокредиты» - он его будет решать, потому как людям, занимающим небольшие, в принципе, деньги, кроме этих вот замечательных гномов вообще не к кому обратиться.

Все просто.

Просто наша отечественная «банковско-финансовая система», — точнее, печальное наследие «ревущих девяностых» — с кредитными нуждами населения в этом сегменте рынка вообще принципиально не работает. Да и вообще, она, - как это парадоксально ни прозвучит, - совершенно не заинтересована в операциях по кредитованию не только населения, но и приличной части малого и среднего бизнеса.

Да и в операциях по кредитованию вообще.

Причём совершенно этого и не скрывает, пожимая плечами: банки работают там, где выгодно, а выгодно работать на трейдерских операциях и спекуляциях инвестиционными и прочими ресурсами.

Какие такие кредиты?!

Есть интересы бизнеса.

Есть маржа.

Поспрашивайте независимых предпринимателей, они вам расскажут как чудовищно сложно – вплоть до полной невозможности – получить кредит даже под существующий сегодня совершенно грабительский процент. А под неграбительский его вы сможете получить, только если вы участник какого «спецпроекта». Скажем, – вы сельхозпроизводитель и вас целевым образом кредитует Россельхозбанк, который прочие господа банкиры совершенно искренне ненавидят вовсе не за то, что его возглавляет сын секретаря Совбеза, сколько за то, что он, как в открытую говорят многочисленные «спикеры банковского сообщества» «ведет себя нерыночно» и вообще «сбивает маржу».

Словом, наша «кредитно-финансовая система» не просто «сбоит». Она и не может, и системно не хочет исполнять свои кредитные обязанности ни перед экономикой, ни перед бизнесом, ни перед населением.

Она хочет, что справедливо с точки зрения «финансового капитала», побольше зарабатывать и поменьше рисковать. Поэтому и закладывает такую чудовищную маржу в кредиты и требует совершенно бронебойные залоги, вынуждая бизнес скукоживаться, а население идти в те самые «микрокредитные организации», которые потом будут превращать «долг» из четырех тысяч в сорок т посылать свою «коллекторскую пехоту» выбивать всеми возможными способами долги.

И, вот, прошу только не надо называть меня, допустим, «коммунистом» и «врагом рыночной экономики». Я-то как раз самый настоящий «капиталист», просто утвердившаяся у нас банковская система – она отнюдь не «капиталистическая» и не «социалистическая». Она откровенно паразитарная, ростовщическая и к тому же «компрадорская» (за примерами ходить далеко не надо, российский государственный «Сбербанк» продолжает работать на Украине, отказываясь работать в Крыму). Заточенная исключительно под то «как заработать побольше денег оказывая минимум услуг».

И, добавлю от себя, под то, «как не понести за это никакой ответственности», но это уже тема для другой, совсем уже отдельной статьи.

И только не говорите, что с этой изумительной картиной «никто не в силах справиться», потому как это «рыночная стихия». Вынуть банки из «трейдерских операций» и вернуть их к исполнению своих прямых обязанностей (а кредитование – прямая обязанность «кредитных организаций») – довольно легко: достаточно законодательно запретить им на какой-то, необходимый для вразумления, период времени заниматься валютным и прочими «трейдингами» и прочими финансовыми спекуляциями, играть на биржах и ужесточить валютный контроль. Введя некоторые, отнюдь не драконовские, кстати, ограничения на валютные операции юридических – подчеркиваю, юридических, - а не физических лиц. Просто хотя бы потому, что делают они это отнюдь не своими капиталами, а деньгами клиентов и средствами, полученными от ЦБ по совсем другим ставкам. А параллельно законодательно ограничить «банковскую маржу» привязав ее каким-то разумным процентом к учетной ставке ЦБ.

А, да.

И, разумеется, удалить с рынка любые организации, оказывающие «финансовые услуги» без соответствующей банковской лицензии, чтобы вот этот вот бандитский «микрокредит» в его нынешнем виде умер сам по себе.

И именно с этих, совсем не радикальных мер и можно и нужно начать необходимую для экономики и населения «банковскую реформу»: потому как банковская система, для которой «невыгодно» исполнение прямых банковских функций для бизнеса и населения не нужна не только «бизнесу и населению», она и государству, в общем-то, не нужна. Да и вообще нужна исключительно только сама для себя и для извлечения для себя прибыли любой, простите, ценой.

И если государство этого не сделает, то население, да и мелкий и средний бизнес, по-прежнему будут «кредитоваться» у откровенных бандитов. Просто потому что больше негде. Которые будут по-прежнему посылать к нему (сейчас пока легальных, а если «легальных» запретят, то и вполне «нелегальных») «коллекторов». Банки будут гордиться своими заработанными «на операциях» доходами и прочими финансовыми показателями. И устраивать пышные «деловые завтраки» где-нибудь в Давосе. А реальный бизнес будет по-прежнему продолжать разоряться, а мальчики - продолжать гореть.