— 18 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Вопросы сохранения христианской цивилизации. О своевременности науки истории и встречи двух лидеров христианства

церкви мудрее любых политиков хотя бы оттого, что элементарно старше

…Насамом деле, церкви мудрее любых политиковхотя бы оттого, что элементарно старше.

И– консервативней.

Иеще – у традиционных церквей существуеттакая непоколебимая штука, как«христианские догматы», оттого принцип«если нельзя, но очень хочется и оченьнужно, то можно», для церквей и их высшихиерархов, плохо это или хорошо, ноабсолютно неприемлемы. У них если«нельзя», то уже совершенно точно«нельзя».

СкрижалиЗавета.

Десятьзаповедей.

РешенияВселенских Соборов.

Очень«негибкие» какие-то институты, короче.

Замшелые.

И– никаких тебе «институтов демократии»,никаких «прав человека» (про «правагеев» тут даже и говорить как-то неловко),никаких адвокатов во время Страшногосуда. Да даже само священное для любогоцивилизованного человека понятие«свободы» у них какое-то странное: тяжкоебремя «свободы человеческой воли»,свободы выбора и ответственности засделанный выбор. В общем, - неправильнаякакая-то «свобода», как тут, простите,потом на этой самой сковородке тольконе вертись…

…Тутведь в чем, собственно, дело.

Встречупапы римского Франциска и патриархавсея Руси Кирилла ни в коем случае нельзядаже и пытаться рассматривать, каквстречу двух могущественнейших и«авторитетных» политиков.

Которыемогут о чем-то там таком значимомдоговориться.

Амогут – и нет.

Этовстреча двух самых могущественныхцерквей, двух самых влиятельныххристианских «традиций», это есть нечтонастолько особенное и чрезвычайное,что комментировать это со светской или,упаси Господи, политической точки зренияданное событие как-то даже несколько исмешно.

Итема встречи, даже той ее части, чтопроходила «за закрытыми дверями» тожевполне понятна, ибо, кстати, в общем-то,особенно и не скрывалась. Это – кризис.Причем, - кризис не «церкви»: церковь,согласно канонам, есть «невеста Христова».И она, как и «вера», не может пребыватьв кризисе.

Вкризисе прибывает сейчас когда-топостроенная на христианских принципах«христианская цивилизация», и ейодинаково – и страшно! – угрожают иполитический радикальный ислам, иразмывающий сами истоки христианствасовременный европейский атеистическийпостмодернизм. И делотут вовсе не в самом папе Франциске ипатриархе Кирилле. Вряд ли они придутк каким-то важным решениям, впервыепоговорив друг с другом вживую, дажеесли вместо чая начнут пить русскуюводку и проговорят не заявленные двачаса, а, допустим, два дня.

Важнеесам факт этой встречи.

Потомукак осознать проблему, да еще и осознатьее как проблему общую, - это уже приступитьк поиску решения. И вот это вот в первуюочередь и есть самое важное, ибо именноот этого во многом будет зависеть будетли существовать европейская христианскаяцивилизация то есть от слова вообще.