— 20 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Анатолий Вассерман: у нас разорвана связь науки с производством

Создаётся множество новых производств, но значительная часть из них - это производства, опирающиеся на импортные технологии и импортные комплектующие.

Доходящиеотрывочные сведения о состоянии нашейнауки и техники крайне противоречивы.Создаётся множество новых производств, но значительная часть из них - это производства, опирающиеся на импортныетехнологии и импортные комплектующие.Фактически, это дополнение зарубежногорынка, более выгодные этому рынку, чемнам. У нас существует довольно многонаучно-исследовательских организаций,всё ещё активно действующих, но отзывыоб их деятельности опять же противоречивы.

Главное — у наспрактически разорвана связь науки спроизводством.

У нас почтицеликом выбито ключевое звено этойсвязи — так называемая отраслеваянаука. То есть то место, где вопросыпроизводства переводят на язык науки,а ответы науки — на язык производства.Именно отсутствие этого звена представляетсобой, действительно, очень серьёзнуюопасность. Опасность тем более серьёзную,что полноценную отраслевую науку, намой взгляд, довольно трудно создать безгосударственных решений. Просто потому,что даже очень крупный производителькрайне редко может позволить себесодержать достаточно наукоёмкоеисследовательское подразделение.

Частный бизнесв Америке опирается на государственныеисследовательские организации во многихи очень многих сферах. Это, например,«Национальное управление аэронавтикии космонавтики». Добрая половинадостижений мировой авиации по крайнеймере с середины 1920-х годов и до середины1960-х опиралась, по сути, на двеисследовательские организации. Этоамериканское «Национальное управлениеаэронавтики» и Центральныйаэрогидродинамический институт СССР.Остальную половину составляли достижениягерманские и французские, где,действительно, роль частных организацийбыла несколько выше — но Германия,скажем, заметно опередила всю остальнуюЕвропу по части авиации после того, кактам было создано единое министерствоавиации и все исследовательские работы,даже проводимые в частных фирмах, нетолько оплачивались этим министерством,но и становились довольно быстро доступныдругим фирмам (естественно, с какими-толицензионными отчислениями).

Что же касаетсяФранции, то когда там не смогли создатьединую исследовательскую организациюили хотя бы не смогли наладить активныйобмен между отдельными конструкторскимибюро на взаимопиремлемых условиях,французская авиация стала стремительноотставать от конкурентов, хотя где-тодо конца 1920-х годов была первой в мире.

На всякий случайнапомню ещё, что интернет созданУправлением по перспективным исследованиямамериканского Министерства обороны,что спутниковая навигация изначальносоздавалась как государственная и лишьпотом нанеё наросло множество частныхбизнесов, которые пользуютсягосударственными спутниками, сигналамии т.д. Единственное заметное исключениеиз общего правила — это, пожалуй, фирмаIBM, которая содержитсобственные исследовательские организациитакой мощи, что, по-моему, пять или шестьработ, заслуживших нобелевские премии,созданы именно там. Но IBM ипо объёму производства, и по проходящимчерез них деньгам вполне сопоставимос довольно крупным государством.

Насколько янаблюдал, единственная отрасль, гдеотраслевая наука у нас практическиполностью уцелела — это авиация. Возможно(тут я не уверен), сохранилась она и вдругих оборонных отраслях. Но в мирныхотраслях мне, к сожалению, не попадалисьсведения о полноценно работающихучреждениях отраслевой науки.