— 20 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

К награждению "Оскаром": почему педофилы и холодная война

Приз за лучшую мужскую роль второго плана получил британский актёр Марк Райланс, сыгравший советского разведчика Вильяма Генриховича Фишера (Рудольфа Абеля) в картине "Шпионский мост".

29.02.2016

В США завершается церемония вручения кинонаграды "Оскар".

Мы особенно хотели бы отметить две картины-победительницы.

Приз за лучший фильм получила картина "В центре внимания" о журналистском расследовании деятельности католических священников г. Бостона, насиловавших детей.

Приз за лучшую мужскую роль второго плана получил британский актёр Марк Райланс, сыгравший советского разведчика Вильяма Генриховича Фишера (Рудольфа Абеля) в картине "Шпионский мост" (также выдвигавшейся на лучший фильм).

Стоит отметить два момента.

Первый: история с бостонской мафией священников-педофилов в основе своей документальна. Речь шла о большом скандале в начале нулевых, в результате которой руководство Бостонской католической метрополии было смещено, а пострадавшим выплатили более 2 000 000 000 долларов в виде компенсаций.

Экранизация данной истории любопытна не только тем, что отражает педофилию как наиболее болезненную проблему, активно осмысливаемую западным медиаклассом. Но и тем, что она демонстрирует столкновение "принципа прозрачности", считающегося одной из основ законности в западных странах, с традиционными замкнутыми иерархиями, фактически образующими костяк западного общества, государства и бизнеса.

Католическая церковь, разоблачаемая журналистами — это лишь наиболее удобный пример для американской экранизации, поскольку помогает поддерживать легенду о свободной прессе, являющейся инструментом гласности. Это некоторое упрощение проблемы.

Напомним, что на днях был опубликован отчёт об аналогичной деятельности самих журналистов в Великобритании: всего на двоих популярных ведущих Би-Би-Си пришлось около сотни изнасилованных детей и подростков.

Второй момент — относительно "Шпионского моста". Картина режиссёра Стивена Спилберга посвящена истории обмена советского разведчика Абеля на американского пилота самолёта-шпиона Пауэрса в 1962 году.

Как уже сообщалось, данная картина мягко и убедительно перевирает всю реальную историю: внештатный юрист ЦРУ Донован, главный герой, показан как "один честный человек, противостоящий всему обществу в интересах законности". Пилота Пауэрса пытают в советских застенках. Восточный Берлин 1962 года лежит в военных руинах, "потому что советские товарищи запрещают его восстанавливать". Снайперы с вышек отстреливают девушек, пытающихся перепрыгнуть через Берлинскую стену. Картина даёт понять, что дома с Абелем ничего хорошего не случилось, и сообщает что "СССР так никогда и не признал его разведчиком" (что отечественному зрителю, помнящему обращение Абеля в начале х/ф "Мёртвый сезон", особенно обидно).

...В общем и целом можно отметить, что Голливуд в этом году вернулся к выполнению функции фабрики грёз, т. е. машины по поддержке базовой американской мифологии. Последняя предполагает, что граждане, соблюдающие дух закона и борющиеся за правду, рано или поздно побеждают все, даже самые тяжёлые, вызовы реальности.

Также очевидно, что главным врагом общества в голливудской версии продолжают оставаться "закрытые сообщества" — вне зависимости от того, католическая это церковь или государство-противник.