— 26 апреля, 2024 —
 
Войны

К началу независимого Курдистана

​Курды Сирии объявили о создании федеративного региона. Комментарий Анатолия Вассермана

КурдыСирии объявили о создании федеративногорегиона. Реакция отовсюду была довольноопределённая. Власти Сирии высказалисьочень сдержанно в том духе, что делопреждевременное и на нынешней стадииразвития событий просто рано обсуждатьтакое. Комментаторы не столь сдержанныв выражениях — и многие из них опасаютсякак очередного всплеска войны в самойСирии, так и войны по соседству, и дажераспространения её на территорию России.Комментаторы, правда, вообще любят иумеют запугивать всех до кого дотянутся.Но и многие официальные лица высказываютсяо курдской инициативе более чем сдержанно.

Нодело это принципиально неизбежное.Когда — примерно году в 1919-м — английскийдипломат Сайкс и французский дипломатПико — делили между своими странамиразвалившуюся в результате Первоймировой Османскую империю — у них былазамечательная возможность разделитьэти осколки естественным образом. Тоесть на страны с четко различающимисяисторией и культурой.

Вчастности, вполне очевидно выделялисьгосударства курдов, арабов-шиитов,арабов-суннитов, парочка государствразличных мелких арабских групп, вродеарабов-христиан, алавитов (к этойконфессии принадлежит руководствоСирии).

Сайкси Пико, имея возможность создать нескольковнутренне однородных государств,напротив, разрезали остатки Османскойимперии так, чтобы в каждой её частибыло по возможности больше разныхнациональных и конфессиональных групп.Для чего это было сделано — вполнепонятно: чтобы внутри каждого из осколковбыло побольше поводов для конфликтов,чтобы противоборствовали в них примерноравносильные группы и, таким образом,чтобы эти группы были вынуждены прибегатьк внешним арбитрам.

Кое-гдесумели потом найти внутренние вариантыкомпромиссов. Например, в Ливане простоподелили власть, расписав государственныедолжности между представителями разныхконфессий (хотя и в Ливане не удалосьизбежать конфликтов, включая затяжнуюгражданскую войну, вызванную ослаблениемодних групп и усилением других —потребовавших передела конституционногосоглашения). Кое-где были конфликтывялотекущие на протяжении десятилетий.До тех пор, пока все арабские страны дефакто, а многие даже де юре принадлежалиАнглии с Францией, все эти конфликты вконечном счёте работали на укреплениеколониальных империй. Хотя и тогдавозникали порой серьёзные эксцессы,например, конфликт между евреями иарабами обернулся не только войноймежду ними, но и весьма активным еврейскимтеррором против самих англичан.

Нокогда внешний арбитр исчез — внутренниеконфликты начали проявляться в размере,опасном для этих стран в целом, и мины,заложенные Сайксом и Пико, началивзрываться полномасштабно. Поэтому,скажем, разговоры о том же Курдистанекак едином государстве ведутся уже непервый год и не первое десятилетие.Более того — похоже, что американцы,разыгрывая курдскую карту в своихинтересах, всерьёз пообещали курдамгосударственность.

Курдысейчас живут на территориях Сирии,Ирана, Ирака и Турции. И, насколько янаслышан, наименьшие конфликты у курдовбыли именно в Сирии — возможно, потомучто Хафез Асад, правивший страной около40 лет, был весьма демократичен. В Иракедело пару раз доходило до применениягосударством оружия массового уничтожения.В Иране, если не ошибаюсь, теократическаявласть сумела убедить большую частькурдов, что единство важнее разногласий,и открытых конфликтов между иранскимикурдами и государством я не припоминаю.

ВТурции положение тяжелее всего. Совремён Ататюрка считается, что Турциядолжна быть строго мононациональнымгосударством, и с официальной турецкойточки зрения курдов вообще нет — ониименуются «горными тюрками», хотя у нихдаже язык не тюркский, а иранский.Соответственно Турция активнее всегопротиводействует формированию государствакурдов и заблокировала, в частности,участие курдов в нынешних Женевскихпереговорах. Я думаю, курды обошлись быбез создания явочным порядком собственногопрото-государства, но они не имеютвозможности даже обсудить этот вопрос,ибо Турция официально заявила, что будетучаствовать в переговорах лишь в случаеесли там не будет никаких представителейот курдов.

Сучётом всех этих исторически накопившихсяобстоятельств я полагаю, что созданиеКурдистана — дело неизбежное. Кто бысейчас как ни относился к этому — нонынешний формат Ближнего востока,созданный колонизаторами для удобстваколонизации, вообще в стратегическойперспективе никак не может соответствоватьинтересам множества самостоятельныхнародов. И если какие-то народы выработалиформаты государственности, способныеснять часть противоречий и обезвредитькое-что из мин Сайкса и Пико — то это незначит, что все народы могут и хотятдействовать именно так.

Вчастности, я полагаю, что от выделенияединого Курдистана всерьёз не пострадаетникто, кроме разве что Турции — да и тапострадает скорее не экономически, аидеологически.

Можетли создание Курдистана вызвать какой-тоострый конфликт, опасный для нашейстраны?

Нет.На мой взгляд, куда больше вероятностьтого, что единый Курдистан снимет рядуже имеющихся поводов для конфликтови поэтому окажется для нас скорееполезен. Кроме того, я надеюсь, что егоформирование будет полезным прецедентомдля разминирования колониальногонаследия в тех местах, где оно всё ещёопасно.