— 23 октября, 2021 —
 
Будущее

​От нищепанка к киберпопу. Почему у варкрафта получится

Замечу: это не будет полной виртуализацией а ля "Матрица". В ней нет нужды - тем более что работать-то кому-то всё равно придётся. Задача состоит в том, чтобы научиться "переводить" унылую активность ежедневности на яркий язык образов и наоборот.

Профессор РВЭШ Олег Морковин - о реалистичных прорывных технологиях, которые в ближайшем будущем решат все проблемы человечества

Современныймир стоит перед экономическим и социальнымкризисом, системный характер которогоочевиден уже для всех. В то же времялюбой кризис — это новые возможности,и стоит рассмотреть наиболее очевидныебонусы, которые можно будет извлечь изкризиса нынешнего.

Еслирассматривать ситуацию в мире объёмно,то мы увидим следующие факторы, создающиедавление на мировую экономику и социальнуюстабильность.

1.Старение населения развитых стран: вСША, Европейском Союзе, России среднийвозраст приближается к 40 годам, в рядестран — например, Японии — уже к 50. Приэтом уже через 30 лет более половинымирового населения будет проживать вАфрике.

2.Растущий имущественный разрыв междулучшими гражданами планеты, основукоторых составляют потомственно успешныелюди, и основной массой населения,достаточно плохо вписывающейся врыночные реалии.

3.Рост числа т.н. прокси-войн и локальныхвооружённых конфликтов, вызванныхэкономическими, религиозными и личностнымимотивами.

4.Слишкомдалеко зашедшая "демократизацияамбиций", в ходе которой каждый жительпланеты воображает себя вправепретендовать на блага, очевидно немогущие быть предоставленными каждому.

Побольшому счёту, индустриальная эпохав истории человечества была попыткой- заведомо безнадёжной, и пора этопризнать - удовлетворить эту, по выражениюВ. Мараховского, "гонку воображений"методами промышленного производстваматериальных ценностей.

Сейчасмы имеем дело с последствиями, и они нерадуют. Вместо мира всеобщего неограниченнорастущего благосостояния мы оказалисьв мире т.н. "нищепанка" . Я имею ввиду мир, где уже сегодня имеетсятехническая возможность побыватьтуристом в космосе и на дне океана, статькрасавцем благодаря пластическойхирургии, за пару часов перелетать изРио в Москву, питаться исключительноздоровой и вкусной пищей, не работатьни физически, ни умственно, ни как-либоещё - но на всё это, увы, у 99,5% населенияпланеты нет и никогда не будет денег.

Эторастущая точка напряжения, и она должнабыть снята как можно быстрее - пока поддавлением завышенного уровня притязаниймасс не рухнула вся система.

Каклегко понять, выход из данной ситуациилежит в коренном пересмотре жизненногоуклада человечества.

Аименно:

вближайшее же время большую часть благследует перевести в виртуальноепроизводство.

Яне специалист, я эксперт - но даже мнеочевидно, что чуть ли не единственнымпрорывным направлением научно-техническогопрогресса последних двух десятилетийостаются информационные технологии.Или, вернее, та их часть, что отвечаетза виртуализацию человеческоговремяпровождения.

Следовательно,именно здесь кроется спасение отпротиворечий, доставшихся нам отиндустриальной эпохи.

Ужесегодня динамично разрабатываютсятехнологии т.н. дополненной реальности,позволяющие с помощью аудиовизуальныхсредств украшать и обогащать унылыебудни унылого большинства.

Надодвигаться дальше и надо двигатьсясмелее.

Вспомним,какие фрустрации испытывают массы,лишённые возможности ехать на работув комфортабельных ламборджини, естьвкусные дефлопе и ходить на лабутенах.

Всёэто возможно исправить, совершив прорывв управлении не только аудиовизуальным,но и тактильным восприятием. Работы вэтом направлении уже ведутся.

Врезультате данного прорыва небольшоеустройство, служащее своего родаадаптером реальности и продающееся поцене айфона, сможет превратить унылыйбыт унылого человека в шикарную жизнь.

Представимсебе граждан, выходящих из своих панельныхпятиэтажек по всей планете, загружающихсяв автобусы или электрички и едущих наработу. Представим, что каждый из нихоснащён адаптером реальности. Субъективнолюбой из этих граждан будет выходитьиз своей виллы в тёплом климате, садитьсяв гоночный автомобиль (или на золотогодракона, почему нет) и лететь надкрасивейшими пейзажами.

Представимсебе людей, ныне судорожно ищущих, гдебы покушенькать качественные продуктынедорого. В будущем, обогащённомадаптерами реальности, они будут получатьсвои стандартные пайки, субъективнопоедая не только дефлопе с семечкамикациуса, но и омаров, лангустов, вырезкуиз мраморной крокодилятины и вообщевсё что угодно.

Людисмогут ходить в комфортабельноймешковине, на которую поверх будетнаброшен виртуальный образ одежды,необходимый для ощущения себяпривлекательными. Рискованные идорогостоящие пластические операциибудут заменены виртуальной пластикой- и доступная виртуальная красота станетобычной.

Замечу:это не будет полной виртуализацией аля "Матрица". В ней нет нужды - темболее что работать-то кому-то всё равнопридётся. Задача состоит не в том, чтобывсе валялись по бассейнам в роли батареек,а в том, чтобы научиться "переводить"унылую активность ежедневности на яркийязык образов и наоборот.

Представимсебе бригаду дорожных рабочих,дисциплинированно укладывающих асфальт.Представим себе, что при всей слаженностиих работы - каждый из них проживает вэтот момент свою собственную реальность:один сражается с демонами пятого уровняи побеждает, другой занимается сексомс симпатичными объектами, третийсовершает затяжной полёт на парапланеи так далее.

Предоставивчеловечеству возможность альтернативныхтрактовок реальности, мы резко снизимзатраты на производство - но при этомне стоит опасаться, что пострадаюткорпоративные доходы. В конце концов,никто же не думает, что реальнаясебестоимость производства предметовроскоши сегодня соответствует ихрыночной цене. Более того: легко заметить,что большая часть нефти, золота и другихресурсов, которые сегодня крутятся намеждународных биржах, являютсявиртуальными. А если у нас есть виртуальнаянефть и мы её успешно продаём, зарабатываяна удачных цифровых операциях миллионыи миллиарды - что нас смущает в продажевиртуальной еды, одежды и других благ?

Развене смогут корпорации с тем же успехом,с каким они сегодня продают фирменныереальные товары потребления, завтрапродавать виртуальные? Разве человека,сегодня рвущего себя на британский флагради приобретения автомобиля престижногобренда в т.н. "улучшенной комплектации",трудно будет убедить рвать себя набританский флаг ради приобретениявиртуальной копии того же автомобиля?Тем более что линейка виртуальныхтоваров, не скованных ограничениямиреальности, будет безусловно шире.

Инымисловами - в будущем неизбежен переходот нынешнего нищепанка к грядущемукиберпопу.

Взаключение стоит сказать о религиозныхи идеологических конфликтах. Привнедрении адаптеров дополненнойреальности никто не запретит желающимприобретать пакеты параллельной жизни,протекающей, на их усмотрение, воВсемирном Халифате, в новом Эдеме,Империуме или Всемирной КоммунистическойРеспублике.

Болеетого - изучение психологических профилейнаиболее яростных борцов противдействительности приводит нас куверенности, что они схватятся завозможность виртуального триумфа наднею первыми.

...Ксказанному стоит добавить, что, конечно,останется незначительное меньшинствоупёртых "реалистов", которые именнопо идейным соображениям будут отказыватьсяот дополнения своей реальности. Но отказот неё будет отказом от прогресса, ипоэтому принимать их в расчёт пристроительстве нового, разнообразногои экономичного свободного мира нестоит.