— 20 апреля, 2024 —
 
Экономика страны

Далее — пересмотр залоговых аукционов? К новостям "дела Юкоса"

Российские силовики нашли доказательства незаконности приобретения акций ЮКОСа топ-менеджерами этой нефтяной компании.

Вчера на новостных лентах прошла важная новость. Российские силовики нашли доказательства незаконности приобретения акций ЮКОСа топ-менеджерами этой нефтяной компании. Доказательства были получены в ходе дополнительного расследования «большого дела ЮКОСа». Эти доказательства станут основанием для предъявления новых обвинений экс-главе компании Михаилу Ходорковскому и другим бывшим основным акционерам ЮКОСа. Таким образом, иностранные компании, за которыми стоят бывшие топ-менеджеры и совладельцы ЮКОСа, не имели законных оснований для предъявления в Гаагский арбитражный суд претензий к России на $50 млрд.

В данной новости много неясного. Однако, возможно, она затрагивает не только давно уже малоинтересную простым россиянам историю Юкоса. Под вопрос, возможно, поставлены самые спорные приватизационные сделки 90-х – залоговые аукционы. Если кто не помнит, через схему залоговых аукционов Борис Ельцин расплатился ведущими предприятиями с олигархами за свою поддержку на выборах-1996. Именно так и родились российские олигархи первой волны. До залоговых аукционов они были собственниками разжиревших на гиперинфляции коммерческих банков. Маржа была астрономической. Счета бюджета и предприятий для банков были бесплатны, а валютные спекуляции и рынок межбанковских кредитов давали сотни процентов годовых. Фактически правительство Гайдара, запустив в 1992 гиперинфляцию, дало старт перераспределению национального богатства в пользу нескольких крупных близких правительству и младореформаторам коммерческих банков, а точнее их владельцев. Считается, что в начале 90-х с помощью данного механизма в пользу узкого круга граждан перераспределялось минимум несколько процентов от ВВП.

Но гиперинфляция — это ситуация временная, в долгую ни МВФ, ни Мировой Банк ее не одобрит. И олигархи решили конвертировать свое влияние в собственность. Естественно, взяв ее бесплатно. Схема залоговых аукционов проста. Министерство Финансов размещает в олигархическом банке некую сумму, которую банк тут же ссужает Министерству под залог контрольного пакета акций ведущего предприятия бывшей советской индустрии. Кредит не возвращается, банк, а точнее близкие к его владельцам компании, становятся собственником предприятия. Считается, что идею залоговых аукционов выдвинули Владимир Потанин (ОНЭКСИМ-банк) и тогдашний первый вице-премьер Анатолий Чубайс. Курировал проведение аукционов глава Госкомимущества Альфред Кох. В результате залоговых аукционов государство потеряло ведущие предприятия – Юкос, Сибнефть, Норильский Никель и.т.д.

Если залоговые аукционы будут пересмотрены, то портфельным инвесторам вряд ли что-то угрожает. Их права собственности не пострадают. Переход Юкоса и Сибнефти, сейчас Газпром нефти, на "единую акцию" вряд ли будет фигурировать в деле. Хотя это отдельная история. В результате проведенного олигархами обмена акций дочерних предприятий на бумаги материнской структуры доли сторонних акционеров были очень сильно обесценены. "Юкос" даже хотели снять с биржевых торгов. Вместе с тем есть шансы, что структура российской экономики в очередной раз изменится. При этом новость о пересмотре залоговых аукционов может стать локальным “медвежьим” фактором для рынка акций.

Есть и еще один очень важный момент. Может быть, даже самый важный. У каждого события и преступления есть четкие имя и фамилия. С точки зрения права залоговые аукционы обладают всеми признаками притворной сделки, осуществлённой группой банкиров по предварительному сговору с заинтересованными чиновниками с целью фактически бесплатного отчуждения федеральной собственности в форме контрольных пакетов акций предприятий стоимостью примерно $40 млрд.

Ответят ли за сделки олигархи? Ельцин и Черномырдин мертвы. Кох – давно в оппозиции, а вот Чубайс по-прежнему в России и на гос.службе. И сколько составит рейтинг рейтинг власти, если данные пакеты акций вернутся государству, а известные персоны или часть из них неожиданно для всех окажутся в тюрьме - вопрос риторический.