— 19 апреля, 2021 —
 
Экономика страны

Каспийско-индийский канал, Московско-Делийский экспресс. Что такое быть транспортной сверхдержавой

Иран получает мощный грузопоток, а Российская Федерация прямой выход в Персидский залив и Индийский океан, на крайне интересные рынки Индии и Юго-Восточной Азии

…Довольнолюбопытные новости доходят до нас. Вчера по итогам переговоров с главами МИДАзербайджана и Ирана РоссийскаяФедерация договориласьначать предметнуюпроработку реализации проектатранспортного коридора «Север – Юг». Который должен пройти по западному побережьюКаспия из России в Иран через Азербайджан.

Чемэто интересно.

Впринципе об основных положениях«международного транспортного коридора»договорились уже довольно давно: правовойосновой этого проекта являетсямежправительственное Соглашение омеждународном транспортном коридоре«Север-Юг», подписанное Россией, Индиейи Ираном в Санкт-Петербурге 12 сентября2000 года в ходе II-й Международнойевроазиатской конференции по транспорту.Депозитарием Соглашения является Иран.

Вмае 2002 года Соглашение было ратифицировановсеми его участниками и вступило взаконную силу.

Посути это ни что иное, как «мультимодальныймаршрут транспортировки пассажиров игрузов, общей протяженностью отСанкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей)7200 км», созданный для привлечениятранзитных грузопотоков из Индии, Иранаи других стран Персидского залива нароссийскую территорию (через Каспийскоеморе), и далее в Северную и ЗападнуюЕвропу.Амбициозныйпроект по соединению железных дорогстран Северной Европы, России, Азербайджана,Ирана и далее — Пакистана и Индии —призван сократить более чем в два разарасстояние перевозок и снизить ихстоимость.

Теперьэто приобрело реальные контуры.

20апреля между Ираном и Азербайджаномторжественно откроется железнодорожныймост протяженностью восемь километров.А к концу года железные дороги двухстран будут окончательно соединены.После чего, в ближайшие два года Тегеран,как ожидается, завершит строительствожелезной дороги из Решта (Иран) до Астары(Азербайджан) по берегу Каспийскогоморя.

СергейЛавров рассказал, что работы уже активноведутся, и министерства транспортатрех стран в ближайшее время "проведутпрактическое рассмотрение технических,финансовых и иных аспектов проекта".Напервом этапе по коридору "Север-Юг"планируется ежегодно транспортироватьпорядка 6 млн. тонн грузов, в дальнейшемгрузопоток должен вырасти до15-20 млн.тонн в год.

Нои это еще не все. В Санкт-Петербургеиранский посол в России Мехди Снаиподтвердил факт переговоров междуИраном и Российской Федерацией по куда более глобальному проекту.

Ирануже давно (аж с девятнадцатоговека) вынашивает проект прокладкисквозногосудоходного канала из Каспийского морянепосредственно в Персидский залив,который должен стать прямым конкурентомзнаменитому Суэцкому каналу. Проекткрайне амбициозный, и, несмотря ни начто, вполне технически реализуемый: изпочти шестисоткилометрового маршрутабольшая часть (порядка трех четвертей)идет по руслам иранских судоходных рек.В результате чего стоимость проекта(по разным оценкам от 10 до 20 млрд. долларовСША) оказывается вполне, что называется«подъемной», Иран получает мощныйгрузопоток, а Российская Федерацияпрямой выход в Персидский залив иИндийский океан, на крайне интересныерынки Индии и Юго-Восточной Азии.

Собственноговоря, вместе с активным развитиемдальневосточной портовой инфраструктуры,строительства портов на Балтике и вЧерном море (а также внезапногоприобретения крымской инфраструктуры)и активно ведущимся развитием Северногоморского пути – это и называется«глобальная транспортная сверхдержава».