— 20 апреля, 2024 —
 
Новый кризис

Эпидемия канадских смертников и ставропольские террористы: к всплеску "психических эбол"

В населённом пункте Аттавапискат в Канаде, в индейской общине численностью в 2 тысячи душ, идёт странная эпидемия - эпидемия суицида.

12.04.2016

В населённом пункте Аттавапискат в Канаде, в индейской общине численностью в 2 тысячи душ, идёт странная эпидемия - эпидемия суицида. С сентября минувшего года покончить с собой попытался уже каждый двадцатый житель посёлка. За последний месяц зафиксировано 27 попыток, за одни сутки на днях - 11 человек. Первой жертвой стал 13-летний мальчик, которого обидели в школе. Свести счёты с жизнью попытались уже граждане в возрасте от 11 до 71 года.

...Что тут важно. Обычно, когда СМИ пишут об "эпидемиях самоубийств" (среди подростков, молодых матерей, нефтяников или жителей Японии) - речь идёт о чистой спекуляции. Если в какой-нибудь год обычный уровень суицида вырастает на 20% и к статистике получают доступ шаловливые руки медиаработников - этого оказывается уже достаточно для эпидемического заголовка и опроса экспертов, которые излагают традиционное бубубу о последствиях кризиса, вреде алкоголизма или соцсетей.

Однако случаются и настоящие, заразные в прямом смысле слова массовые случаи суицидальности - вроде той, что в канадском посёлке с непроизносимым названием.

И они показывают: так называемые "психические эпидемии", которые принимали в прошлом самые разные формы — до сих пор с нами.

История предоставляет нам достаточный материал по части психических эпидемий. От психических параличей в древнем мире, которые лечил ещё Христос, до эпидемий одержимости в средневековой Европе и от повального наблюдения ангелов целыми городами до известной "эпидемии смеха" в танзанийских школах в начале 1960-х.

Заменитый отечественный учёный В. Бехтерев приводит случай из четырнадцатого столетия: "в 1370 году поразительным образом распространилась по Европе мания плясок, которая в Италии приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли улицы европейских городов, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние дела, чтобы отдаться неистовой пляске.

В Италии пляска распространилась под влиянием уверенности, что укус тарантулом, часто случавшийся в Италии, становится безопасным для тех, кто танцевал под музыку так называемой тарантеллы. Эта мания тарантеллы распространилась с необычайной быстротой по всей Италии и, вследствие поглощения ею огромного количества жертв, сделалась в полном смысле слова социальной язвой Италии".

Заметим, что труднодоступность тарантула в Нидерландах не помешала распространению заболевания.

Что любопытно: Как легко понять, для начала распространения психической эпидемии необходим какой-нибудь более или менее объяснимый повод. Например, в русских деревнях впадение в истерическое состояние, известное как кликушество, было для женщин чуть ли не единственным способом психически "сбежать" от непомерного напряжения ежедневного труда и тяжёлых родов. В Европе женщины простого звания, чья жизнь была никак не менее тяжела, обычно встречали Сатану: "к женщине, которая обыкновенно подвержена конвульсивным приступам, в один прекрасный вечер является изящный и грациозный кавалер; он нередко входил через открытую дверь, но чаще появлялся внезапно, вырастая как бы из земли. «Он одет в белое платье, а на голове у него черная бархатная шапочка с красным пером или же на нем роскошный кафтан, осыпанный драгоценными каменьями вроде тех, что носят вельможи. Он предлагает обогатить ее и сделать могущественной; показывает ей свою шляпу, полную денег; но чтобы удостоиться всех этих благ, ей придется отречься от Св.крещения, от Бога и отдаться Сатане душой и телом".

При этом эпидемия зачастую выходила за пределы "группы риска" и начинала передаваться уже через механизмы чистого взаимовнушения и подражательства. Когда в тринадцатом столетии в Европе распространилась мания самобичевания - в диком страхе перед Божьей карой по улицам ходили, стегая себя за грехи, люди как бедные, так и богатые, разных возрастов, сословий и профессий.

В 90-е, в самые беспросветные наши годы последних десятилетий, частой реакцией на ужас перед миром было "ушёл/ушла в секту". Следует помнить, что институт тоталитарных сект в 90-х во многом сработал в качестве социального амортизатора, уведя от кошмара реальности сотни тысяч, если не миллионы граждан. Реальность тогда была совершенно остервеневшей и не дававшей слабым никакого шанса. Секты, напротив - предлагали если не любовь, то её доступную имитацию.

Как только реальность начала приобретать снова цивилизованные черты — эпидемия сект у нас начала спадать и уже к середине нулевых достаточно прочно сошла на цифры около ноля.

Сегодня психические эпидемии по-прежнему угрожают нам, хоть и изменили в очередной раз свою форму.

Так, сегодня вряд ли стоит ожидать массовых истерий с применением демонов. Демоны давно легализованы через масс-культуру. Так, например, не имеющая никакого рационального основания влюблённость сотен миллионов современниц в глупую киносагу о девочке Бэлле и вампире Эдварде при ближайшем рассмотрении оказывается той самой старинной историей о внезапном грациозном кавалере, одетом в роскошный кафтан, осыпанный каменьями и с полной шляпой денег. Ещё откровеннее та же идея видна в истории о пятидесяти оттенках садомазохизма, поразившей, судя по кассовым сборам, чуть ли не большее число женщин Земли.

Заметим, что в современных ведьмовских историях с вампирами эдвардами и миллиардерами греями полностью отсутствует противовес в виде "Св. крещения и Бога". То есть характер психического конфликта изменился: непрерывно закусывающей губу жертве не приходится жертвовать практически ничем, чтобы получить "шляпу, полную денег" (т.е. жизненную силу в упаковке роскоши или физического бессмертия). Проблема состоит скорее в том, что вот она ждёт вся готовая, а Эдвард, он же Грей, он же любой другой шикарный искуситель, всё не приходит.

Мужская истерия по несбывшемуся и уход от перенапряжения выражается обычно в непрерывном геноциде главных боссов и настоятельном предложении окружающим восхищаться маленькими победами (количеством очков в танчиках, удачным ламинатом, отлупом начальству и бургером, который лирический герой инстаграма вот-вот съест).

Зато там, где вся эта "заместительная истериотерапия" не срабатывает (человек слишком амбициозен, чтобы удовлетвориться каким бы то ни было компромиссом с миром), экстремальной формой несогласия становится обесценивание отдельными гражданами всего мира - то есть окружающего общества - и себя самих. И поиски способов ухода от себя настоящих к иным себе — не от мира сего, высшим и светлым.

Одна из форм такого ухода — деятельная, боевая и коллективная. Это когда инфицированные хотят не банально сбежать от мира, а победить его и заменить его другим, правильным. Пусть даже ценой собственной жизни, которая для них значит мало или ничего.

Сегодня подобные эпидемии тоже начинаются "доведёнными до отчаяния истериками", а затем подхватываются и квалифицированно раздуваются организованными профессионалами.

Так, "арабская весна", стоившая сотен тысяч жизней, началась пять лет назад с самосожжения молодого человека в Тунисе. Потом пошли подражатели, потом к делу подключились профи — и круги по планете расходятся до сих пор.

Из последних случаев стоит вспомнить простого брюссельского молодого человека, который держал пивную в нищем районе и промышлял мелким криминалом. Потом увлёкся роликами ТОЗР ИГИЛ, которые, по свидетельству друзей, "смотрел с косяком в одной руке и банкой пива в другой". А потом обвязался взрывчаткой и сдетонировал в аэропорту в компании своих соседей по району.

Поразительным явлением остаётся по-прежнему группа состоявшихся, ранее не судимых, много лет проживших в США и имеющих высшее образование (причём у трети — инженерное), искренне верующих саудовских мужчин в расцвете лет, захвативших самолёты и направивших их по-дорогому на символы мощи Америки в 2001 году (заметим в скобках, что такого количества успешных, образованных и состоявшихся в обычной жизни террористов, как 11 сентября, не было зафиксировано ни разу в терактах помельче — ни до, ни после. Ясно, что интеллигентных и успешных участников прельстил масштаб предстоящей акции). Эти успешные мужчины в какой-то момент сочли миропорядок настолько неверным, что жизнь в нём перестала представлять для них ценность, а захотелось "пожертвовать собой во имя справедливости".

Сегодня многие задаются вопросами, а) почему ТОЗР ИГИЛ устраивает такие "шоу чудовищной жестокости" с картинными расстрелами в амфитеатрах древних городов, разрушениями культурных памятников и отрезаниями голов и б) почему эти шоу вместо того, чтобы ужасать — привлекают тысячи граждан со всего мира, в том числе европейцев?

Вероятно — это они специально. Это они показывают, как для них мало значат все ценности падшего мира, все его шоу, его представления о недопустимом и его культурные богатства. И те, кому сигнал адресован — понимают его вполне правильно: им тоже падший мир осточертел. И они в восторге от такого созвучия внутреннего мироощущения.

...Кстати, вчера стали известны личности троих террористов, подорвавших себя в Ставропольском крае. "Жители села Китаевского Новоселицкого района - Заур Акаев, 1983 года рождения, Рамазан Хайбулаев, 1991 года рождения, и Исай Абдулатипов, 1996 года рождения". То есть старшему 33, младшему 19. Ранее судимые, старший - за убийство собственного зятя в юношеском возрасте, чистая уголовка. Вышел после 11-летнего заключения "с ваххабитскими взглядами" и занялся перевоспитанием молодёжи.

Результат - три разорванных трупа самих террористов и лишь по счастью никого больше.

Последний раз такая "психическая эбола" с распространением смертников по всей Европе наблюдалась сотню с небольшим лет назад. Граждане разных стран, от Франции до России, устроили настоящую охоту на мироустройство: палили из пистолетов, бросали бомбы и не жалели себя — по их мнению, в том мироустройстве у них не было никакой ценности, а своими смертями они помогали заменить его другим. Революционный терроризм, хоть и был следствием организованных усилий, безусловно также был и психической эпидемией — которую начали "разночинцы и туберкулёзники", а подхватывали уже вполне себе дворянские и порой банкирские дети.

К сказанному остатётся добавить, что, судя по действиям отечественных ВКС в Сирии — конкретно тот бренд "альтернативного мира", под которым сейчас особенно любят взрываться и убивать террористы планеты, будет разгромлен.

Но и "Народную волю" в конце 1880-х тоже разгромили. Однако те, кто расслабился и решил, что на этом всё, сильно ошиблись.